Что такое чудо? Это все то, что не укладывается в рамки законов, принятых когда-то за неоспоримую истину – на этом выстроена современная наука. Но мы не раз убеждались, что неоспоримые истины периодически рушатся, по причине развития той же науки. Кроме того, все известные нам законы касаются очень малой части Мироздания, той, которую мы воспринимаем своими ограниченными органами чувств, или же далекими от совершенства приборами.
Но существует еще и весь остальной мир, пока еще нам неизвестный, со множеством иных законов, о которых мы даже не подозреваем. Поэтому все происходящие в мире чудеса – это, по сути, временно необъяснимая реальность.
Ковчег Завета – святыня еврейского народа
Чудеса сопутствуют народу Израиля всю его многовековую историю, но большая их часть, безусловно, пришлась на ее начало. Хотя описанные в Торе чудеса, связанные с исходом из Египта, никак не стыкуются с законами нашего мира, мы все равно где-то подспудно верим, что они каким-то образом происходили. И одним из наиболее значимых чудес того периода, безусловно, был Ковчег Завета.
История Ковчега, рассказанная Торой
Он был изготовлен вскоре после обретения народом Торы. Во время странствий по пустыне через него Творец давал свои указания Моше. Весь этот период Ковчег окружали «Облака Славы», укрывавшие евреев от врагов и непогоды. На переходах его несли на плечах коэны и левиты, что при его весе казалось нереальным. Согласно преданию, Ковчег «сам нес тех, кто нес его», при этом перед ним «расчищался путь, и горы превращались в равнины». С его помощью были раздвинуты воды при переходе через Иордан и обрушены стены Иерихона.
Ковчег обладал и разрушительной силой. Он метал молнии, на него нельзя было смотреть, к нему нельзя было прикасаться. Всевышний карал смертью всех, кто осмеливался это делать вне рамок, предписанных ритуалов. Однажды Ковчег захватили филистимляне, но вскоре вынуждены были вернуть его обратно, и еще принесли вместе с ним множество золотых даров. Причиной этому послужило то, что присутствие Ковчега в их городах вызвало множество страшных бед и катастроф.
После построения Храма, Ковчег был установлен в Святая святых, где не занимал физического места, то есть по своим размерам не мог там помещаться практически, и, тем не менее, помещался. Незадолго до разрушения Храма Ковчег исчез. Он уже не значился в списках храмовой утвари, вывезенной в Вавилон и возвращенной впоследствии Киром Великим.
В поисках Ковчега
Эти поиски продолжаются по сегодняшний день. По одной из версий, Ковчег был, все-таки вывезен в Вавилон, по другой – в Эфиопию. Есть предположения, что перед нашествием вавилонян он был спрятан в подземельях Храма, но впоследствии найден тамплиерами и переправлен в Европу. Периодически появляется информация, что Ковчег обнаружен некими археологами или любителями артефактов, тем не менее, все это ничем не подтвержденные факты.
Попытки воссоздать Ковчег по описаниям Торы, тоже не имели успеха. В результате получался статический конденсатор, в котором самопроизвольно накапливался заряд, соответственно он мог «метать молнии», но остальными качествами Ковчега не обладал.
Но для чего же Ковчег так необходим людям? Ответ прост, его можно найти даже в детских сказках, кстати, они более открыто и правдиво отражают человеческие желания, нежели умные и запутанные трактаты. По мнению людей это некая «волшебная палочка», расширяющая все их земные возможности.
Так ли это в действительности? Здесь вполне можно вспомнить неутешительный опыт филистимлян.
Каково же истинное значение Ковчега Завета?
Любые материальные объекты нашего мира, созданные руками человека и возведенные им в ранг святости, необходимы лишь на ранних этапах его духовного развития, как ходунки для ребенка, который учиться ходить. Но всё это теряет смысл, если не сопряжено с высокой духовностью, а направлено лишь на удовлетворение материальных желаний. Ковчег служил зримым напоминанием о присутствии Всевышнего среди народа – он вызывал у людей трепет, благоговение, веру и надежду.
В глубинном смысле текстов Торы нет ни единого слова о материальном мире, там раскрыты исключительно духовные процессы. И в тех местах, где мы читаем о конструкции Ковчега Завета, его свойствах и находящихся в нем скрижалях, в сокровенной части текста заключена информация о системе управления Мирозданием, его устройстве, а так же – о поступенчатом постижении этих тайн человеком и возвращении его к своему истинному источнику – к Творцу.
Постфактум
Народ Израиля давно пережил этап взросления, и сегодня для своего духовного роста уже не нуждается ни в каких материальных помощниках. Именно о сегодняшнем дне говорил пророк Иеремия – человек, живший во времена, когда Ковчег еще находился в Храме:
«И будет, когда вы размножитесь и расплодитесь на земле, в те дни, – сказал Господь, – не скажут более: “ковчег завета Господня”, он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не заметят, что нет его, и не будет он больше сделан».
(Иер. 3, 16).
Мы те, кого мудрецы назвали последним поколением, и нам предстоит постичь тайны Торы, чтобы привести к Творцу все человечество и все Творение. Для этого уже нет необходимости в Ковчеге Завета, сегодня для раскрытия Творца в мире существует одно единственное средство, одна единственная наука, и эта наука – Каббала.
Семен Шойхет