Для известного русского художника еврейского происхождения, Исаака Левитана, характерна особенная, присущая только ему одному, манера изображать природу, как живой организм. Его полотна говорят сами за себя. Вглядываясь в них, мы начинаем ощущать внутренние переживания самого художника, его постоянный поиск Того, кто стоит за всей этой гармонией. Мы видим золотую осень, чувствуем свежий ветер, слышим шелест листьев. Нас охватывает печаль, ноет где-то под сердцем. Мы вспоминаем какой-то далекий эпизод из своей жизни, и нам становится то грустно, то радостно, то удивительно спокойно… И мы понимаем, что эта красота послана нам не случайно… а только для того, чтобы мы постигли нечто большее… саму причину всего этого…
Талантливый еврейский мальчик
Родился будущий знаменитый певец русского пейзажа в образованной, но бедной еврейской семье, 18 августа 1860 года в местечке Кибарты. Тогда это была территория Российской империи, а сегодня Литвы. Его отец, Илья Левитан, был сыном раввина, учился в ешиве города Вильно, современный Вильнюс. Только собственными усилиями он выучил немецкий и французский язык, благодаря чему работал преподавателем, переводчиком, а затем служащим. В семье было еще трое детей – старший брат Исаака, Авель, и две сестры – Тереза и Михле.
Позже, в надежде на хороший заработок, семья переехала в Москву. Оба брата проявили способности к рисованию, и отец устроил их в Московское училище живописи. Тогда юному Исааку было 13 лет. Его учителями стали известные русские художники, такие как Поленов, Саврасов, Перов.
Но судьба не дала ему возможности спокойно наслаждаться интересной учебой. Через несколько лет умерла мать, тяжело заболел отец, и семье не хватало средств к существованию. Вскоре отец умер, и дети остались вовсе без крыши над головой. Художник Нестеров, учившийся с Исааком в одном классе, вспоминал: «Красивый мальчик-еврей… обращал на себя внимание и тем, что тогда уже слыл в школе за талант. Про него ходило в школе много рассказов, с одной стороны, о его даровании, а с другой — о его великой нужде. Говорили, что он не имеет иногда и ночлега».
В восемнадцатилетнем возрасте Исаак вынужден был покинуть Москву по царскому указу, запретившему евреям жить в русской столице. Он прожил два года, вместе с братом, сестрой и ее мужем, на подмосковной даче. Здесь Левитан написал ряд картин, продажа которых помогла ему закончить учебу.
Такому выселению за пределы Москвы, по причине своей национальной принадлежности, Левитан подвергался дважды. Уже будучи известным художником, он опять был вынужден выехать из столицы. И только благодаря стараниям своих почитателей, ему позволили вернуться.
Учителя высоко ценили способности Исаака Левитана, но из-за неприкрытого антисемитизма членов аттестационной комиссии по окончанию училища, он не получил звания художника. По мнению некоторых преподавателей, которых раздражал талантливый еврейский мальчик, «еврей не должен был касаться русского пейзажа». Поэтому лучшему ученику Московского художественного училища вручили диплом «учителя чистописания».
Поиск своего места в мироздании
В мире известно очень мало художников, у которых природа изображена с такой чувственностью и полнотой, как у Исаака Левитана. С его полотен, сквозь нежность и красоту Божественной Природы, раздается крик еврейской души, запутавшейся в поиске своего места в нашем бренном мире. «Вот где вечная красота и вот где человек чувствует свое полнейшее ничтожество…», – так сам Левитан выразил свое отношение к окружающей нас гармонии.
Жизнь Левитана состояла из постоянных перепадов настроений. То он впадал в ужасную тоску, то радовался и веселился, как ребенок. То он видел кругом серый пейзаж и серых людей, что вызывало в нем ужас и страх. То он наслаждался вечной красотой природы.
Как многие творческие натуры, Исаак был необычайно влюбчив и пользовался большим успехом у женщин. Но все его романы заканчивались так же внезапно, как и начинались, и он снова и снова впадал в бесконечную тоску. Несколько раз он даже стрелял в себя, но все обошлось. Очень часто его в сложный период поддерживали друзья, особенно лучший друг, знаменитый русский писатель, Антон Павлович Чехов.
Чехов считал, что Левитану, как никому другому, удалось проникнуть в сокровенные тайны русской природы. Природа и пейзажи Левитана как бы слились в глазах Чехова в нечто единое. Подмосковную природу он именовал «левитанистой».
У Левитана были проблемы с сердцем, и после перенесенного им тифа, болезнь резко обострилась. Он был еще относительно молод и очень хотел жить. В последние годы Исааком Левитаном были написаны, по мнению специалистов, его самые светлые и жизнерадостные картины.
Умер художник 4 августа 1900 года. Он прожил короткую, но очень насыщенную жизнь. Жизнь, полную работой, скитаниями, увлечениями, страданиями. И хотя его путь был «усыпан шипами», все же как красив был этот путь…
Раскрытие божественности Природы
Будучи незаурядной личностью, Левитан тонко чувствовал бесконечную красоту окружающего мира, подмечал сокровенную тайну Природы, видел во всем Создателя, и мучился от бессилия выразить эти свои большие ощущения.
Не случайно великий художник отождествлял Природу с Творцом, потому что наверняка ему, потомку народа Торы, на чувственном уровне была понятна истина, заложенная в корнях еврейского народа. А она заключается в том, что числовое значение слов ПРИРОДА и ТВОРЕЦ совпадают. Поэтому обращаться к нашему Создателю то же самое, что обращаться к ПРИРОДЕ.
Его изображение пейзажей было необыкновенно близко исконно русским людям, но из-за своей национальности он был постоянно подвержен гонениям и несправедливой критике. Им восхищались, но и завидовали. По словам самого Левитана, над ним постоянно тяготело «агасферовское проклятие», и он скитался, как неприкаянный, по этой прекрасной земле, не понимая своего назначения.
Судьба великого русского художника, Исаака Левитана, всю свою жизнь переносящего бедствия и страдания из-за принадлежности к народу Торы, евреям, очень похожа на жизнь всего еврейского народа. Вечно скитающийся после разрушения своих двух Святых Храмов, этот народ находится в поиске своего места в этой жизни. И несмотря на то, что мы, евреи, уже приобрели снова свое государство, наши поиски все еще не закончились.
Только в наши дни, когда во всем мире ненависть и жестокость достигли своего апогея, а отношение к евреям стало еще более нетерпимое, раскрывается настоящее предназначение народа Израиля, который был создан для того, чтобы изобразить истинную природу мира, понять и почувствовать Творца и Его свойства, и, как истинный художник, передать это понимание всему миру.
Это ощущение БОЖЕСТВЕННОСТИ ПРИРОДЫ заложено в корнях нашего народа, и поэтому все евреи в глубине своего сердца так же, как и Исаак Левитан, чувствуют эту связь.
Согласно древней еврейской мудрости, мы все связаны между собой на уровне душ в одну общую систему. Еврейский народ во времена Храмов находился на духовном уровне и ощущал эту единую сеть связей, которая существует в Природе. После изгнания народ Торы потерял это духовное ощущение, но где-то очень глубоко внутри себя все же помнит эту связь.
Весь мир – это одна единственная душа, разделенная на части нашими телами. И в каждом из живущих на земле есть частичка этой общей души. Мы все связаны одной сетью, но пока это не осознали. Если на уровне душ мы опять восстановим былые связи, то почувствуем желание каждого человека, как свое. И восстановить эту связь душ можно, согласно законам Природы, сначала между частичками душ, уже бывших в постижении, то есть между евреями.
И когда евреи всего мира пожелают исполнить главную заповедь Торы – ВОЗЛЮБИ БЛИЖНЕГО КАК САМОГО СЕБЯ, то есть объединятся между собой на духовном уровне, сбудутся слова еврейских пророков о том, что каждый человек на земле, «от мала до велика» увидит нашего Создателя и ощутит Его гармонию и совершенство.
Ривка Гольдес
Спасибо, очень интересно!