Империя Александра Македонского рухнула, но идею эллинизировать мир продолжили его преемники.
Иудея переходит от власти Птолемеев к Селевкидам. И те, и другие стремятся навязать евреям греческую культуру.
За столетие, некогда закрытая от других мировоззрений страна, начинает перенимать чужие взгляды. Еврейская молодежь начинает увлекаться атлетикой, посещать театры и дома гетер.
Греческая философия, поддерживающая культ жизни ради наслаждений проникает в умы евреев.
Мудрецы начинают осознавать грозившую еврейскому народу опасность. Они основывают движение «хасидеев», которое должно было противодействовать греческим ценностям.
Начало борьбы
Селевкидам нужна была армия против нарастающей мощи Римской Империи на Западе. Они стремились как можно быстрее эллинизировать Иудею, чтобы набрать из рядов евреев еще больше солдат.
В 176 году Антиох Епифан решил ускорить этот процесс. Он назначает первосвященником еврея Ясона, который был лидером сторонников эллинизации. В Храме ставят греческих богов и начинают совершать греческие обряды.
В ряды «хасидеев» начинают вступать все больше сторонников.
Восстание
Модиин. Старец Матитьягу неспешно шел по улице. Всю свою жизнь он был служителем Храма.
Из-за поворота выезжают несколько вооруженных всадников. Это один из высокопоставленных греческих чиновников со своей свитой. Увидев коэна, чиновник остановился. Он сказал старику:
– Я хочу, чтобы ты подал пример своему народу. Я хочу, чтобы евреи увидели, что даже их священники уважают наших богов. Принеси жертву нашим богам.
– Да, господин. – ответил старик.
Взяв агнца, они направились к ближайшему святилищу. За ними последовала любопытствующая толпа. Матитьягу вознес нож над алтарем и сказал: «Я, мои сыновья и мои братья, мы останемся верными Союзу наших предков. И не подчинимся царю!». С этими словами он зарезал стоявшего рядом чиновника. Взбунтовавшаяся толпа растащила греческую стражу.
Так началось восстание. Они прозвали себя Маккавеи, от слова «молот», сокрушающий армию Селевкидов.
Восстание стало набирать силу. Прослышав о постоянных поражениях своей армии, Антиох Епифан, направил в Иерусалим большой ударный отряд. В это время Хасмонеи уже освободили Храм, разрушив греческих богов. Они решают освятить Храм и зажечь Менору. Но находят лишь небольшой кувшин с маслом. Его было так мало, что хватало бы лишь на один день из необходимых восьми.
Воины, в чьих сердцах горел огонь Меноры и желание освободить свой народ, разбили армию Антиоха. Вернувшись в Иерусалим, они увидели, что масло так и не погасло.
Это прозвали чудом Хануки.
Ханука сегодня
Что значит этот праздник для нас сегодня? Эллины разбиты. Македонской Империи больше не существует. Но греческие ценности до сих пор царят в наших умах.
Это ценности эгоистические. Желание жить ради себя. Преуспеть за счет ближнего.
Первым этим ценностям бросил вызов Авраам, собрав народ под идеей единства. Не эгоистического единства, которое было в Вавилоне, а альтруистического. Когда весь народ объединяется, чтобы помогать ближнему. Когда мы объединены и над нами не правят ценности, разрушающие мир в наших сердцах.
В песне «Маоз Цур» мы вспоминаем не только победу над греками, но и Вавилон, и Египет. Всегда еврейская идея альтруизма одерживала победу.
Ханука символизирует, что и сегодня мы должны совершить эту победу. Но уже над собой. Мы должны дарить друг другу любовь не несколько раз в году, а это должно стать основной мыслью нашего народа. Когда мы искореним ненависть и равнодушие друг к другу, тогда Менора засветит и в наших сердцах.
Светлой Хануки!
Тимофей Пронин