Почему еврейские праздники, уже пройдя сквозь тысячелетия, по-прежнему несут в себе мощный эмоциональный заряд? Как они до сих пор остаются столь знаковыми, и всё же, иногда, довольно грустными по настроению? Чтобы приблизиться к древнейшим корням народа, призванного жить по Торе, попробуем приоткрыть тайную завесу известных еврейских праздников.
Осенний Новый год
Иногда нам не дают покоя внезапно залетевшие из прошлого обрывки песни… Там, в сентябре, где остался я…где, как праздник, миг любой… Протяжный вокал молодого Валерия Леонтьева в очень грустной ретро-саге невероятным образом уносит мои мысли в начало осени.
Там, в сентябре (или, как принято у евреев, Первого Тишрей, седьмого месяца) стартует новый годовой цикл еврейских праздников – таких разных и загадочных, по сути, для большинства народов, и таких близких для каждого еврея. Новый год (Рош аШана) у евреев – это нечто другое, здесь нет места для блестящей ёлки, но есть место для размышлений и серьезной внутренней работы.
Внутри череды больших праздников – Рош аШана, Йом Кипур и Суккот, – которая озаряет весь первый осенний месяц Еврейского календаря, прослеживается своя динамическая особенность. Каждый из трех названных праздников должен быть прочувствован и отмечен как обязательный этап внутреннего духовного развития человека, в них отражена четкая логика действий.
Как связаны еврейские праздники с Луной
Все еврейские праздники отмечаются согласно уникальному Еврейскому календарю, в котором учтены не только наблюдения за циклами Солнца и Луны, но еще и ряд дополнительных вычислений от Совета Мудрецов (Великий Синедрион).
Интересно, что с незапамятных времён у евреев среди небесных светил почетное место отведено Луне. Почему? Есть у Луны характерная особенность – её видимость на ночном небе меняется, порой достигает полного скрытия, при этом она не исчезает, и непременно появляется снова. Наверное, именно у Луны евреи заимствовали способность возрождаться и восстанавливаться. Все еврейские первоисточники повествуют, что даже после судьбоносных войн, катастроф и падений, этот народ может возродиться, как народ-феникс.
Еще говорят, что подобие евреев астрономической Луне в том, что у Луны отраженный свет, а не собственный; и так же еврейский народ светит отраженным Божественным светом и может дать миру очень многое для всеобщего процветания.
Про традиции еврейских праздников
Конечно же, многие народы мира свои календари и традиции тоже связывают с Лунным ритмом. Однако их праздники отмечаются локально, некоторые традиции в разных регионах Земли поддерживаются только для туристического бизнеса, а большинство подобных праздников канули в Лету вместе с исчезнувшими цивилизациями. В чем же тогда особенное значение еврейских праздников для всего мира? Почему они актуальны и сегодня?
Некоторые праздники символично начинаются в полнолуние (например, Песах, Суккот), с ними связана непосредственная история древнего народа Авраама.
Но есть у евреев два праздника так называемого «Глобального» масштаба – Рош аШана и Йом Кипур, их празднование начинают в новолуние. Таким образом, появление новой Луны в данном случае – это не только приход нового месяца в Еврейском календаре, но и проверка готовности к прохождению во время праздников новых состояний и внутренних изменений общности душ еврейского народа.
Рош аШана – это праздник Нового года. По традиции он символизирует День сотворения человека и Божественного Суда лично над каждым человеком, каждым земным народом и всем человечеством. В это время мы погружаемся в прошлое, вдохновляемся ветхозаветной историей – о сотворении Мира и первого человека Адама. Принято считать, что Рош аШана – время подведения личных годовых итогов, когда человек судит самого себя и осознаёт своё бессилие на пути собственного исправления.
Искреннее признание собственной слабости происходит в Йом Кипур – Судный День, когда подводится итог «искупления». Ему предшествует строгий пост, специальные молитвы. Рош аШана и Йом Кипур называют еще «йамим нораим», что переводится как «дни трепета».
И только затем мы переходим к празднованию Суккот. Известно, что в праздник Суккот евреи следуют древней странной традиции – временно переселяются в специальный шалаш, покрытый зелеными ветвями, называемый «Сукка». Это действие означает осознание важности духовного подъема над своим эгоистическим «я» и материальным миром. Таким образом, праздник Суккот становится временем духовного возвышения человека.
Также по традиции в Суккот в домах евреев находятся ритуальные растения: пальмовая ветвь (лулав), ветки мирты (адасим), ветви ивы речной (аравот) и плод цитруса – этрог. Эти элементы символизируют этапы раскрытия всё той же высшей духовной силы, благодаря которой человек получает особый исправляющий свет, возвращающий к Источнику, для преобразования своих эгоистических желаний в альтруистические ради Творца.
Тайное значение еврейских праздников
Три главных праздника начала осени Рош аШана – Йом Кипур – Суккот, воспринимаются единым большим событием.
Мы постоянно проходим новые состояния, обновляемся вместе с мирозданием с приходом нового сезона, месяца, дня, нового часа. Мудрецы говорят, что видимые нам изменения в материальном мире всего лишь отражают влияние скрытых духовных сил. И если человек желает укрепить свою связь с Творцом, то он всячески стремится дорожить каждым мгновением жизни. Еврейские праздники как раз и предлагают проникнуться важностью каждого момента существования, пропитаться светом Торы и поблагодарить Создателя.
Еврейские праздники подобны особым ступеням. На каждой ступени причудливым образом переплетаются предыдущие духовные заслуги и новые раскрытия смысла бытия. Поднимаясь на ступень какого-то праздника, человек способен обобщить свою духовную работу согласно заповедям вечной книги. И тогда возможно уловить незримую глубокую связь между переменами в себе вчера, сегодня и завтра.
Все еврейские праздники пришли из каббалы – внутренней части Торы. Поэтому вся их внешняя традиционная атрибутика является скорее материальным отражением различных этапов внутренней духовной работы еврейского народа. Продвижение по лестнице духовных миров – это главная задача евреев во все времена. Поэтому каждый еврейский праздник – это совокупный образ, символизирующий преодоление определенного этапа исправления себя, своего эгоизма и продвижение к новым духовным вехам.
Ирина Мозальц