Легендарная «еврейская солидарность» существует и будет существовать вечно – в мыслях не евреев… /Эдуард Адольф Дрюмон, французский политический деятель — автор широко известной в своё время книги «Еврейская Франция» /
В некотором царстве, в некотором государстве люди жили дружно и счастливо, соблюдая единый для всех закон доброго общежития, ни в чем не нуждаясь. Не было ни голодных, ни бездомных, ни страждущих. Казалось, живите и радуйтесь, …
Да не тут-то было. Ослабление важности общей цели и жизненных идеалов начало расшатывать из стороны в сторону благополучное общество, возбудило страстное желание быть похожими на другие народы, стать такими как все, запустило между людьми вирус зависти, неприятия, недоверия и… беспричинной ненависти.
Начал каждый размышлять о том, что у соседа травка зеленее, дом побольше, жена посимпатичнее, детки поспособнее, ну… и так далее в том же направлении. И… благополучие царства стало давать трещины, на радость врагам, давно облизывающимся на лакомый кусочек земли. И пошел брат на брата, позабыв о том, что их до этого сближало, объединяло и делало счастливой семьёй, живущей общими интересами и заботами.
Знакомая история, не правда ли? Подобный расклад случался в еврейской истории множество раз. Делая связь внутри и между общинами слабой, а страну, соответственно, не способной на необходимую самозащиту. Как правило, пик неприятия накрывал Израиль в преддверии 9 ава, считающегося печальной датой в еврейской истории…
Так, 9 ава 586 г. до н.э. – Навуходоносор разрушил Первый Храм. А 9 ава 70 г. н.э. – римляне разрушили Второй Храм. Причем враги разрушили то, что уже начало рассыпаться до их прихода – единство в народе. Они лишь ускорили процесс распада еврейского государства. 9 ава 1312 г. до н.э. – посланцы Моше убедили народ не входить в страну, хотя она была благоприятной для жизни. Надо было лишь приложить немного усилий и привлечь народ ее захвативший, на свою сторону. Но евреям опять не хватило согласия.
Затем последовала череда неудач, виной которой были внутренние распри, которые в очередной раз привели к разобщенности и невозможности сплотиться перед лицом надвигающегося врага. 9 ава 135 г. – пала крепость Бейтар и евреи были снова изгнаны из Израиля и рассеялись по миру.
9 ава 1290 г. – знаменуется изгнанием евреев из Англии, 9 ава 1306 г. – изгнанием из Франции, 9 ава 1492 г. – из Испании, 9 ава 1941 г. – общеизвестный указ Гитлера об окончательном решении еврейского вопроса…
Напряженная обстановка в странах исхода и общемировой антисемитизм активно содействовал очередному воссоединению большой еврейской семьи под общей крышей. Не раз исчезавший с географической карты Израиль, вновь возродился в 1948 году, приняв евреев с разных уголков земли. Безжизненная пустыня, неимоверными усилиями, вновь превратилась в развитое, процветающее государство.
Все вроде утряслось и евреи вновь вместе. Но тревожные симптомы опять дают о себе знать. Консолидация народа вновь под угрозой. Повторится ли предыдущий сценарий? Учит ли чему-нибудь история? Выстоит ли еврейской идеология, основанная на принципе «не навреди…» и «возлюби ближнего…», перед возможным, очередным, расколом в многоликом израильском обществе, прихватившем с собой на ПМЖ культуру и традиции стран исхода? Или печальный опыт – некая накопительная программа, вознаграждение по которой бессрочно или осуществляется по какой-то, известной лишь высшему провидению, схеме?
Хочется надеяться, что воспоминания о печальных событиях 9 ава будут действовать отрезвляюще, подталкивая любые вспышки неприятия и разобщённости внутри израильского общества в сторону осознанного преимущества братского единства и согласия. И сказание о вехах еврейской истории продолжится на позитивной волне.
Алла Певзнер