Ваня взял карандаш и написал: «жил был король…»
«Такая сказка уже есть»,- сказала Леночка.
Эта сказка про меня. Я взял карандаш и написал: жил был Пурим, он жил в моём детстве, в рассказах Шолом-Алейхема, в атмосфере праздничного карнавала. Между строк мне виделись местечковые актёры, разыгрывающие сценки из «Свитка Эстер» (Мегелат Эстер). Царь Ахашверош, Аман, Мордехай, Эстер- замёрзшие и промокшие, они сидели у края стола местного богача и просто пили вино, и согревались у пылающего очага.
Я вспоминаю Иерусалим 90-х, когда окончание войны в Персидском заливе совпало с весёлым праздником Пурим. Казалось, что детский праздник преобразил взрослых людей, почувствовавших единство. Люди гуляли, обнимались, везде царило ощущение счастья и веселья. «Такая сказка уже есть», – сказала мне Томочка.
Тогда я взял карандаш и написал: в голландской синагоге, в провинциальном городке Слидрехт, праздновали Пурим. Сколько было праздничных героев, вкусных печеностей и ивритской музыки! Я спросил: каким образом в этом провинциальном городке появилось так много евреев? Здесь нет евреев, ты единственный, – смеясь сказал мне голландец Мордехай, обнимая Ахашвероша. Голландцы восстановили старое здание синагоги, которое использовалось после войны под склад. В специальном месте хранились книги и вещи последнего еврея, погибшего в концлагере. В синагоге встречали шаббат и праздновали еврейские праздники. Оказалось, что и эта сказка уже написана.
Тогда я взял карандаш и написал совершенно новую сказку о Пуриме.
С каким благоговением мы открываем «Cвиток Эстер»! Мы ведь помним слова Ари, что в будущим все праздники отменятся, кроме «Cвитка Эстер». Какой смысл вкладывал великий каббалист, говоря об исключительности и важности Пурима?
Давайте вспомним, всё началось с разрушения первого Храма. Затем последовало изгнание, выселение евреев в Вавилон. Это произошло примерно две с половиной тясячи лет назад. Мы знаем, что Мордехай, один из главных людей еврейского народа в изгнании, расскрыл заговор против вавилонского царя Ахашвероша. Но царский советник Аман решил уничтожить Мордехая и всех евреев. Ему хитростью и обманом почти удалось осуществить этот замысел, ведь он получил для этого разрешение царя. На помощь приходит царица Эстер – племянница Мордехая. Она поведала царю, как Аман решил при помощи царя уничтожить еврейский народ. Царь, возмущенный коварством и подлостью своего советника, приказал повесить Амана на том самом дереве, которое тот приготовил для Мордехая. А еврейский народ получает право защитить себя и даже в дальнейшем вернуться на родную землю. Об этом говорится в «Cвитке Эстер». Этому посвящен праздник Пурим.
Великое чудо, которое произошло в дни Пурима – это освобождение от оков раздробленности и отчаяния. Речь идёт о том, как через разъединение, еврейский народ смог объединиться как один народ. Свет освобождения, праздник выхода из изгнания приходит к тем, кто находится в поисках истины. Необходимо почувствовать каждой клеткой нашего тела, сердца и мысли, что мы слиты вместе с духовной летописью нашего народа, как один человек с одним сердцем. Можно поблагодарить Высшую силу за нашу противоположенность, слабость и неуверенность, ведь именно с помощью этого, мы раскрываем преимущество света над тьмой и проходим дорогами тысячелетий. Каждый год мы усаживаемся вместе с детьми в карусель Пурима, где всё в движении, где все части включены друг в друга. Каждый год мы движимся по привычному круговороту сценария еврейской трагикомедии. Так нас научили и мы впитали с молоком матери ритуал празднования. Как нам войти в правильную методику постижения истиного смысла, кажущегося детским, праздника Пурим.
Смешно и забавно, но необходимо в детском маскараде вдруг увидеть глубокий смысл, слой самых ужасных помех, которые выпали еврейскому народу в изгнании. Как мы себя готовим к празднику, какие производим действия, граничащие с преодолением гордыни и самоизоляции? Мы как листья на ветру, как стая птиц в осеннем небе. Наше намерение и Высший свет могут сделать из нас единый народ, который готов соединить всех людей на земле с вечной истиной – возлюбить ближнего как самого себя.
Свет свободы приходит к тем, кто вырастил крылья внутри своих желаний и намерений. Наша сплочённость нам сообщит, как нам сохранить эту связь, как преобразить падение в святость – об этом нам говорит Пурим. Известно, что название праздника Пурим произошло от слова «пур» (жребий), который бросается между Мордехаем и Аманом. Все ритуальные действия нужны, чтобы мы в этом мире смогли выявить скрытые, тайные ходы и выходы в повествованиях древних книг. Рабаш в статье, посвященной празднику Пурим, пишет, что только в скрытие, во тьме, Аман, символизирующий все наши эгоистические желания, сможет уничтожить народ Израиля. Только в единстве, в намерении ради отдачи ближнему, мы сможем приблизить Высший свет. Речь идёт о том, как мы все вместе, из противоборствующих сил эгоизма и альтруизма, создаём пространство для нашего исправления. Это пространство Вселенского театра ключает в себя наших героев, в частности, Мордехая и Амана, бредущих в порывах ветра и дождя, как один человек, несущий добро и зло. В преддвериях разбухающего катарсиса мы готовы раскрыть себе истину разбитого сердца, в осколках ненависти. Но в цельности любви. Словно птицы, в стремительном полёте, мы должны постигнуть истину единства, спасающую нас от уничтожения.
Григорий Коэлет