Друзья, вам знакомо такое ощущение, что где-то вы повернули не туда? Нет, я не о маршрутной карте или навигаторе на вашем авто. Я о внутреннем переживании… Вот, например, жил, жил себе человек, приобретал знания, накапливал опыт, все вроде бы понятно и логично было в жизни, во всем был смысл и своя закономерность. Потом вдруг – бац …! Все что ни делаешь – все наперекосяк идет, не клеится, все разваливается. За что ни возьмись – все шиворот-навыворот выходит… Знакомо?!
Это хорошо, если знакомо – значит я не один такой. Значит, есть у нас у всех что-то общее… В такие моменты, обычно, человек начинает проводить очень глубокий внутренний анализ в себе. Пытается ответить на непростые вопросы: что я сейчас делаю не так, что не так сделал раньше, как избежать ошибок в будущем? Помогает нам в этом наш внутренний голос, совесть, взрослый… назовите сами, как хотите, этого спящего в нас мудреца. Смысл этого выяснения всегда один: с высоты настоящего жизненного опыта он заставляет нас пересмотреть свое отношение к миру, к себе, прийти к некой гармонии внутренних ощущений…
Если взять и представить всю историю человечества, как жизнь одного человека, то таких поворотных точек у нас с вами было множество. В нужный момент всегда находился тот, кто мог помочь во всем разобраться. Этих людей называют по-разному: мыслителями, пророками, мудрецами, духовными лидерами. Но очевидно одно – эти личности появлялись всегда в нужное время в нужном месте.
Между религиозными учеными и нерелигиозными философами…
Одним из таких мудрецов, знающим ответ на любой вопрос, видящим саму суть вещей, был РАМБАМ. РАМБАМ – это акроним, особый знак признания, негласный «сертификат соответствия», который имели практически все каббалисты, находящиеся в духовном постижении. Полное же имя ученого и философа, медика и знатока Торы – Рабби Моисей Бен Маймон.
Родился маленький Моше в удивительное время, в самом удивительном месте того времени – Кордове, Южная Испания. В семье еврейского раввина Маймона. Исследователи биографии РАМБАМА затрудняются назвать точную дату его рождения, находясь в некотором внутреннем конфликте. По одним данным это 30 марта 1135 года, по другим 1138 год. Это неудивительно – ведь сама эта историческая эпоха пропитана кровью обнажившихся противоречий. Это время крестовых походов, огня, меча и напряженного поиска истины. Пик конфликта молодой исламской религии и христианства.
Как и всегда, больше всех досталось евреям. Иудеи балансировали между двух этих сил, борясь за выживание и всячески пытаясь сохранить свою аутентичность. Насильственное обращение в иную веру стало нормой того времени. Новообращенным евреям мусульманские власти особо не доверяли, выделив их особой меткой: одеждой и головными уборами желтого цвета. Массовые расправы и казни преследовали народ Авраама и со стороны крестоносцев, насаждавших христианство простым принципом «вера или смерть»…
Кроме внешних вооруженных конфликтов, в каждом из религиозных течений, нарастал еще и свой внутренний: попытки увязать самый современный и рациональный подход аристотелевской философии с догмами древних учений.
Интересно, что своим появлением сам термин «философия» (любовь к мудрости) обязан иудеям. Немногие знают, что именно так Пифагор, перевел на греческий язык название древней науки – Каббала.
Ну, что? Как вам картинка эпохи?! Колоритное смешение всего и вся: веры, ненависти, крови, грабежа, заблуждений…
Семья Моше была вынуждена постоянно переезжать из города в город, из страны в страну, спасая свои жизни. Несмотря на это, РАМБАМ получил университетское образование в городе Фесе, самостоятельно изучил труды Аристотеля и арабских философов. В 1165 году вместе со всей семьей он переселяется в Акру, путешествуя по Святой земле. Здесь ему удается проникнуть своим постижением во внутреннюю часть Торы. РАМБАМ упоминает об этом в одном из своих писем из Иерусалима: «отыскал старого мудреца, который озарил меня светом каббалы».
Спустя два года, в 1167 году, похоронив отца в Земле Израиля, семья перебирается в столицу Египта. Здесь РАМБАМ становится раввином Фостата и главой ешивы, заканчивает свой многолетний труд, комментарий на Мишну, устную Тору – «Мишне Тора». Эта книга стала своего рода кодексом поведения человека в любых жизненных ситуациях. Простым и доступным языком РАМБАМ смог описать и систематизировать в ней все законы Талмуда. В эпоху разобщения и невероятнейшей путаницы в умах, этот труд стал настоящим спасением.
РАМБАМА выбирают главой еврейской общины всего Египта. Благодаря совершенству в медицинских познаниях, он становится придворным лекарем султана Саладина.
Наступил достаточно спокойный период в жизни РАМБАМА.
Вот как выглядел его обычный день: до обеда служба при дворе султана. Возвращаясь со службы, он наблюдал огромную очередь из больных, выстроившихся к дому целителя. Слезая с осла и умывшись, РАМБАМ просит у пациентов немного времени, чтобы что-нибудь поесть. До позднего вечера он осматривает больных, прописывает лечение – одни уходят, но тут же приходят другие. Несмотря на огромную занятость и усталость, до двух часов ночи он ежедневно обучает своих учеников Торе. В оставшееся время он продолжает работать над трудами, обессмертившими его имя. Жизнь РАМБАМА – беспрецедентный пример истинного отношения к ближнему. Самоотверженное служение другим, без всякого расчета о своем личном благе.
Как постигается мудрость?
РАМБАМ был подлинным ученым-исследователем, искренне считая, что лишь опыт может являться критерием истины. Он часто повторял: «Верить – хорошо, знать – хорошо, но еще лучше знать, во что ты веришь». Труды РАМБАМА, прежде всего, имеют высокую практическую ценность. В них всегда есть четкий и недвусмысленный ответ на вопросы, которые ставит перед человеком реальная жизнь.
Известно более чем о 450-ти письмах ученикам, в которых он дает полное разъяснение той или иной жизненной ситуации.
Именно РАМБАМ сформулировал 13 принципов иудаизма, принятых всеми еврейскими общинами.
Интересна судьба его книги «Путеводитель растерянных», в которой РАМБАМ описал каббалистические знания языком философии и метафизики. К такому повороту событий были не готовы даже духовные лидеры поколения, постановившие сжечь эту книгу, опасаясь искажения древних знаний.
Перу мыслителя принадлежит «Книга для судей», в которой он систематизировал иудейское право. В книге он резко критикует ростовщичество. Взгляд РАМБАМА на благотворительность просто потрясает: правильной может быть лишь такая помощь, когда человек крепко встает на ноги и становится сам способен оказывать помощь ближнему. Вряд ли это понравится 12–тысячному штату сотрудников ООН, зарабатывающих на перераспределении помощи палестинским арабам. Меньше всего ООН заинтересован, чтобы эта помощь когда-либо прекратилась.
Основным достоинством и сутью всех трудов РАМБАМА стала попытка связать между собой противоречивые точки зрения, выявить общее, наглядно показать, что невозможно постичь тайны Торы, основываясь лишь на доступном современникам рациональном мышлении. По своей сути – являющемся эгоистическим, обслуживающем в итоге лишь собственное « Я». А вот чтобы научиться мыслить категориями, понятными лишь мудрецам, нам с вами еще предстоит понять, как же работает коллективный разум, где каждый человек – сумма знаний и опыта других людей. Прийти к этому вполне возможно, нужно лишь научиться выполнять всеобщий закон поручительства – когда каждый ответственен за всех и все за каждого.
Умер РАМБАМ в 1204 году в Фостате, тело его захоронено в Тверии рядом с могилами мудрецов эпохи Мишны. Много лет спустя Виленский Гаон сообщил своим ученикам, что имя РАМБАМ было закодировано в Торе – это первые буквы стиха в Шмот «Умножились Мои чудеса в земле Египта» (Работ мофтай бээрец Мицраим).
Многое в трудах РАМБАМА осталось не понятым и не раскрытым современниками. Так, например, еще в 12 веке он говорил о скорости света, до уровня которой находится наш мир. Мир же духовный – существует на скоростях бесконечных. Что же – у нашего поколения есть все шансы наверстать упущенное. Главное помнить – ничто не противоречит другому, а наоборот является единым целым. Человечеству еще предстоит научиться различать в Торе описание внутренних изменений, происходящих в самом человеке, желающем раскрыть духовное. Конечно, если это станет одним общим желанием для всех…
Г. Скляренко