В мире существует миф о том, что евреи всегда помогают друг другу. Хорошие отношения внутри еврейского народа декларируются мудрецами древности в Торе и комментариях к ней. Вот некоторые из них:
«Не обманывать ближнего и не расстраивать его»,
«не лицемерить с товарищем»,
«чтобы его уста и сердце были едины».
Но все-таки, несмотря на наличие моральных, этических законов и правил общежития, прописанных мудрецами древности, никто не может вести себя согласно своду этих законов.
Так можно ли применить эти законы в обществе?
Попробуйте понаблюдать за какой-нибудь счастливой семьей. В каждой такой семье, как в маленькой стране, существуют особые законы. И, конечно же, они очень простые и основываются на любви. В хороших семьях в первую очередь помогают самому слабому, наслаждаются, отдавая друг другу, и не считаются, кто прав, а кто виноват. В такой семье не ходят с уставом «правильного поведения в обществе», прописывая согласно этому каждый свой шаг. На практике это сделать почти невозможно. Эти правила соблюдаются естественным образом и все недоразумения покрываются любовью.
Что же нужно сделать, чтобы добрые отношения внутри еврейского народа стали такими же естественными, как в хорошей семье?
Никто не сомневается в необходимости соблюдать все те законы, которые написали наши великие праотцы. Но все-таки как это соблюдать в действии? Ведь каждый человек постоянно попадает в течение дня в совершенно разные житейские ситуации. Мало того, что мы все разные, у каждого из нас еще ежеминутно меняются внутренние состояния. Разве возможно найти правило на каждый момент жизни? А если таковые и были бы, то, как человек может перед тем, как открыть рот, найти, какому подпункту он соответствует? Это было бы просто смешно и глупо.
Для примера посмотрите на маленького ребенка, который хочет сделать своей маме приятное. Он достает из своего рта соску и отдает ей. Он не делает расчетов и не изучает законов правильного поведения. Ребенок делает это от всего сердца, будучи уверенным, что это самый лучший подарок для близкого человека. Вот бы и нам научиться такой же сердечности.
Законы согласно чистоте сердца
Но, конечно же, мудрецы Торы, написав столь праведные законы, не имели в виду их буквальное исполнение. Наши мудрецы писали эти законы естественным путем из глубины сердца. И для того, чтобы привести еврейский народ к соблюдению прописанных в Торе правил, его необходимо воспитать. Для этого существует специальная методика – интегральное воспитание*, согласно которой человек постепенно поднимается над своим эгоизмом. Согласно этой методике нам не нужно делать расчетов, как нам выиграть. Если мы хотим стать одним народом, то нам надо создать между нами связь, как в доброй семье. Только тогда мы сможем вести себя в каждое мгновение правильно, потому что будем чувствовать потребности другого.
Если мы начнем заботиться о том, что «Все преступления покроет любовь», и не думать о правильном расчете, как будто хотим выйти победителями на суде, то тогда нам будет намного легче реализовывать эти идеальные законы, прописанные еврейскими мудрецами, на практике. Мы сможем выстроить добрые отношения между нами, не делая расчетов ни на правых, ни на виноватых. Потому что в таких расчетах мы всегда ошибемся. И каких бы праведных судей мы не призывали, никто нам не поможет найти истину. Мы только напрасно потратим свое время и деньги.
Поэтому интегральное воспитание говорит нам, что нужно лишь помочь каждому человеку подняться над своим собственным эго. Тогда мы наверняка сможем правильно связаться друг с другом.
И когда мы создадим добрые отношения внутри всего еврейского народа, нам больше не придется заботиться о формальном соблюдении прописных истин. Потому что мы начнем понимать каждого, даже если он будет вести себя как тот ребенок, дающий маме соску. Мы начнем судить ближнего согласно чистоте души. И в счастливой семье еврейского народа уста и сердце станут равны.
*интегральное воспитание – это воспитание человека в новом интегральном мире. Мы видим, что сегодня мы живем в условиях, когда все взаимосвязаны и каждый влияет на судьбу всех. Для выживания человека в новых условиях необходимо выработать в себе способность правильно связываться и уступать друг другу. Этого требует от нас природа, у которой главная цель – привести все человечество к подобию себе, т.е. к гармонии и совершенству.
Ривка Гольдес