Моисей, избранный вождём потомков Авраама, вывел их из египетского изгнания. В качестве «транслятора» Высшей воли он открывает евреям в явном виде проявление этой воли на горе Синай. Потрясённые величием природной стихии, сопровождавшей «общение» Моисея с Творцом, евреи согласились в полном поручительстве друг за друга выполнять все указания Всевышнего по принципу «сделаем и услышим» (Исх. 24:7). Эти указания были получены Моисеем в виде Торы и заповедей в ней. Так как Тора была дана еврейскому народу, заповеди предназначены для евреев.
“и вот законы, которые ты объявишь им” (Шмот, гл. 21, ст. 1)
Всего 613 заповедей (мицвот), из них 248 – повелевающих и 365 – запрещающих.
Рамбаму или Маймониду – этому великому учёному и большому авторитету в Талмуде, принадлежит труд «Мишне Тора» и упорядоченный список 613 заповедей с указанием глав Торы.
Как выполнять такое множество постановлений?
Некоторые приведённые в списке повеления и запреты были актуальны только во времена, когда своим служением Творцу народ Торы удостоился Храма. В книге Царей: – «Я освятил сей Дом, который ты построил, чтобы пребывать Имени Моему там вовек, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни».
Духовные законы в доме обитания Творца были смыслом существования и естественной жизненной силой евреев. За правильным исполнением следили коэны и левиты, которые связывали народ с Творцом. Все священнослужители находились на высоком духовном и нравственном уровне и пользовались беспрекословным доверием избранного народа. На ответственности евреев лежала забота о поддержании своих духовных лидеров, не имевших своей собственности, занятых лишь службой в Храме. Заповеди паломничества в праздники и жертвоприношения были бы немыслимы без 10-ой части урожая, жертвенных агнцев и подарков, приносимых евреями в Храм. Народ был активным участником храмовой жизни.
За этим счастливым периодом последовала очередная проверка на преданность и силу духа. Борьба за власть после смерти Соломона оказалась серьёзным испытанием. И не выполнили условия пребывания Творца с ними: – «…Если же вы и сыновья ваши отступите от Меня и не будете соблюдать заповедей Моих и уставов Моих …, то Я истреблю Израиль с лица земли, которую Я дал ему, и Дом, который Я освятил Именем моим…» / книга Царей (Мелхим1, 9:3)
Начался разброд мнений, соблазн служения завоевателям-идолопоклонникам, пришедшим на обетованную землю. Даже коэнов стали избирать путём подкупов, чтобы угодить римским властям. Служение чужим богам, интриги, братоубийство не совместимы с духом Храма. Падение духовного Храма – суть падения храма материального.
Разногласия между евреями сопровождают народ Израиля в течение веков, но мнение о причинах крушения Храма у всех мудрецов одно – вражда и ненависть между евреями.
Что делать, как исполнять заповеди, куда приносить дары, как существовать без связи с Источником жизни, без Храма, в котором ощущалось явное божественное присутствие.
Нам очень тяжело представить, что испытали евреи, привязанные «душой и телом» к Храму, жизнь перестала быть ценностью. Ею готовы были пожертвовать, чтобы отстоять Храм. Восстание Бар Кохбы, сильного лидера, сумевшего сплотить единомышленников, было обречено на неудачу. Судьбу евреев определяет их избранность для воплощения идеи единства в служении Единственному покровителю.
Началось самое большое изгнание длиною в 2 тысячи лет, и оно длится до сего времени.
В Эрец Исраэль мудрецы, выжившие от преследований римских властей, собрались тайно и приняли решение составить сборник правил устной Торы. Это положило начало Мишне в начале третьего века н.э. В ней были собраны 62 трактата мудрецов, записанных со слов «запоминальщиков», которые держали в памяти многие установления, события и правила ещё со времён службы в Храме. Их запоминали в каждом поколении. Устная Тора бесконечна. Она содержит огромное количество комментариев и объяснений, которые сопровождали уроки великих законоучителей и духовных авторитетов при изучении Торы и Заповедей.
Во всех странах рассеяния, где к евреям относились терпимо, они строили синагоги и центры для изучения Торы. В восточной Европе ещё до Холокоста среди евреев почитались молодые люди, изучающие Тору. Этих бедных учеников ешив охотно брали в мужья своим дочерям местные богачи. Считалось, что изучение Торы делает еврея человеком. Об этом свидетельствует рассказ.
М. Шагал приехал в Эрец Исраэль в середине прошлого столетия для участия в демонстрации своих картин. После встречи с разными высокопоставленными лицами он захотел поехать в поселение, где жил знакомый хасид, они в детстве учились у одного учителя. Когда растроганный встречей Шагал уехал, журналисты решили взять интервью у друга его детства. На просьбу журналистов рассказать о друге, хасид сказал: – «Мейше? (настоящее имя Шагала Моисей Хацкелевич) Ах, Мейше! У него была хорошая голова – если бы продолжал учить Тейре, стал бы человеком!»
Что делает еврея человеком
Нужно ли задумываться над смыслом заповедей? В течение 20 веков исполнение заповедей происходит по однажды определённому законоучителями порядку. Был страх, что рассеяние грозит отрывом от еврейства. В то время это было оправдано. Были противники поиска смысла – «Нет у нас необходимости искать смысл заповедей если даже и не знаем смысл, – они для нас как приказы царя». [Йов 11:7] Были мудрецы, которые придерживались противоположных взглядов. Так Рамбам объяснял, что совершенным является лишь осознанное соблюдение.
Сейчас, в эпоху высоких технологий и развитого эгоизма, мы находимся в периоде, называемом временем избавления и возвращения к Творцу. Оно немыслимо без выполнения главного правила Торы «возлюби ближнего, как самого себя». Именно эта заповедь делает еврея человеком, жизнь – наполненной смыслом, а народ единым.
«Быть светом для народов мира»
ТАНАХ, Йешайя
16 век уже знаменует собой перелом отношения к Торе и заповедям, более вдумчивого их прочтения. Труды великого Ари и его последователей: рава Авраама Кука, Иегуды Ашлага (Бааль Сулама) и учеников Бааль Шем Това – дали новое направление, соответствующее времени. Заповеди – это духовные действия, записанные языком нашего мира. Поэтому кажущиеся нам простыми слова Торы имеют глубокий внутренний смысл.
От нас требуется исправление сердца, наших эгоистических желаний, которые долгое время разъединяют народ. Мы исправляем 613 эгоистических желаний 613-ью Светами Торы. Это внутренний процесс духовного взросления человека. К такому отношению к заповедям призывают нас каббалисты и многие комментаторы Торы.
«И не сделай себе из заповедей венца для украшения себя между людьми, тщеславясь исполнением оных. Ибо в противном случае мы не делаем угодного Богу, а только угодное людям…» Экклезиаст 12.13
«заповедь без намерения (Творцу), как тело без души» Зоар
«Заповеди даны только для того, чтобы очистить ими людей» Брешит Раба, 44
«Вглядись в слова мудреца Авраама ибн Эзры из его книги «Есод морэ»: «А теперь обрати внимание и знай, что все заповеди, записанные в Торе, призваны исправить сердце» Бааль Сулам, Предисловие к книге «Паним мэирот»
«Я вижу, что основная причина неудачи исправления природы человека в том, что пренебрегают светом Творца, пренебрегают им и в сердце, и в разуме. Все обращаются сейчас только к выполнению глупо-напыщенных действий, будто можно выполнять заповеди только в теле, без души.» Рав Кук, «Письма».
Эгоистический мир закончил своё существование, он похож на больного, существование которого поддерживается искусственным жизнеобеспечением. Исправление возложено на народ Израиля. Он был избран, чтобы через исправление себя привести всё человечество к Творцу.
Д. Бояровская