Казалось бы, какая связь между юмором и музыкой в жизни еврейского народа? Она не очевидна, но она существует. Проследим, к чему приводит попытка обнаружить её.
Она произросла из одного корня, возраст которого более трёх с половиной тысячелетий. Это – время зарождения народа из группы единомышленников, которая пошла за Авраамом – отцом народа (перевод имени с иврита). Их сплотила идея Единого Творца. «Авраам ходил и призывал именем Творца…», и назвались пошедшие за ним вавилоняне «домом Авраама», символом единой семьи.
Еврейские юмор и музыка подобны искусству фотографии, в них, как в фотоэмульсии, проявляется реальная картина жизни. Рассматривая развитие обеих категорий, мы можем увидеть, что они служили отдушиной, выходом из гонений и преследований. В шутках, в песнопениях и в музицировании отражалась истинная жизнь группы Авраама, которая стала народом, построила Храм и вышла в изгнание.
Музыка сопровождала евреев, практически с первого появления «дома Авраама» на древней земле Кнаан (в будущем Израиль). Об этом упоминают мудрецы Талмуда, а материальные артефакты, найденные при раскопках, подтверждают и указывают на развитие и совершенствование музыкальных инструментов: – от цимбал, трещоток и колокольчиков до продольной флейты (очень значительной и редкой находки – 1-го века н.э.). Последняя, сделанная из кости животного, была обнаружена при раскопках в Иерусалиме и напомнила о сказанном в Талмуде неком рогатом четвероногом:
«только один голос при жизни, но после смерти получал семь голосов… два рога становились трубами, кости двух ног — флейтами; из шкуры делали барабан, толстая кишка превращалась в струны для арф, а тонкие кишки использовались для цитры (инструмент наподобие гитары)».
Сказано: семь голосов – это известные нам 7 нот.
Возможно, всё началось с пастушьей дудочки, которая дошла и до поздних времён. Известна хасидская история о ребёнке, не владевшем красноречием, но пожелавшем выразить свои чувства во время молитвы игрой на дудочке. Отец пытался его оборвать, на что Бааль-Шем-Тов (великий каббалист, основатель хасидизма) возразил:
«Голос дудочки этого ребенка поднял к небу наши молитвы. Музыка — это путь к пониманию сокровенных смыслов Торы, и жизнь, и смерть подвластны ее могуществу».
Позднее, во времена царей Давида и его сына Соломона, музыка, как обязательное сопровождение всех собраний и торжеств, была введена во все духовные мероприятия в Храме. Играл оркестр уже на разнообразных инструментах:
«Давид состарился… и собрал всех… левитов … для дела в доме Г-споднем… четыре тысячи прославляющих Г-спода на музыкальных инструментах».
После разрушения Храма вся музыкальная жизнь сосредоточилась на канторских песнопениях (хазанут) в синагогах. В усовершенствованном и реформированном виде это сохранилось в дни нашего изгнания.
Что касается юмора, его можно также проследить в развитии.
В Пятикнижии юмор присутствует мало, он жёсткий, напоминающий сатиру, в основном, изобличающий идолопоклонство. Уже в Талмуде и Мишне нам рассказывают о многочисленных упоминаниях своеобразного юмора наших предков. Он краток, лаконичен, и для наших времён требует специальной расшифровки его глубокого смысла. Примеров много, приведу одну пословицу талмудической литературы: «Только одна монета звенит в кувшине», которая сравнима с русской пословицей о пустозвонстве: – «слышал звон, да не знаю, откуда он».
В толкованиях Талмуда говорится, что обычно учитель начинал урок с шутки, соответствующей теме, чтобы привлечь внимание учеников. В те времена жёстко осуждалось шутовство и насмешничество. Такое отношение к шуткам обязало еврейский юмор отказаться от пошлости, матерных слов и придали еврейскому юмору особую тонкость, неожиданные повороты в решении проблем, смешном совмещении противоположностей.
В современном юморе преобладают анекдоты, они более приспособлены для нашего времени. Они сохраняют позитив и добрые тёплые отношения к родным, несмотря на выпячивание пренебрежения и преувеличенную безграмотность. Несколько анекдотов на «музыкальную» тему
- Фима, вы совершенно не попадаете в ноты.
Таки я и не целюсь
- Лев Маркович, какую музыку не следует играть на похоронах?
Позови меня с собой (известная песня).
Существует стереотип особой музыкальной одарённости евреев: «Если с трапа самолета в аэропорту Бен-Гуриона спускается новый репатриант без скрипки в руке, значит он – пианист».
Музыка и юмор во все времена помогали евреям держаться традиций. Рассеянный и преследуемый народ сумел выстоять и выжить, только объединившись, в отличие от своих исчезнувших преследователей: древних греков, византийцев, римлян, персов.
- Фараон и евреи: евреи таки остались.
Вавилон и евреи: снова остались.
Рим и евреи: и снова остались.
Инквизиция и евреи: опять остались.
Фашизм и евреи: остались.
Коммунизм и евреи: остались…
Ой-вей, мы таки, кажется, выходим в полуфинал!
Музыка в Храме, в доме Г-споднем, как сказано выше, прославляла Всевышнего и объединяла евреев в служении Ему.
Подсознательно в народе всегда существовала тоска и неистребимая надежда на помощь свыше. Шутить на темы богобоязненности и избранности не было принято. Эти чаяния нашли своё отражение в некоторых современных анекдотах:
- Еврейский парадокс: народ, который не признаёт авторитетов, пришёл к идее высшего авторитета
- Еврейский народ был первым, который воспользовался правом быть избранным
В наше время мы особенно нуждаемся в самозащите против отрицательных явлений, агрессии окружения, угрозы новой катастрофы. Глядя на этот мир, слушая лживые новости, передаваемые СМИ в угоду своим хозяевам, мы должны снять напряжение. Заменяя пустую рекламу, свои тревоги и страхи шутками, самоиронией, мы вносим в эту жизнь веру и надежду на возможность доброго мира между евреями и во всём мире. Заполняя эту жизнь еврейской музыкой, мы ощущаем единение со всеми своими соотечественниками.
Музыка не соревнуется с юмором. Оба характеризуют человека: ни юмор, ни музыкальность не свойственны животным. Вместе они являются двумя составляющими выживаемости еврейского народа ради реализации высокой миссии своей избранности по примеру «дома Авраама» – объединить современный Вавилон. И тогда зазвучит по-новому анекдот:
- Ой-вей, мы таки, кажется, вышли в финал!
Дора Бояровская