Йом Кипур 5784

Начало нашей эры. Земля Израиля. Четверо мудрецов подходят к месту, на котором когда-то стоял Храм. Повсюду царит опустошение. Там, где находилась Святая Святых, прямо на глазах из норы выбирается лисица. У троих на глазах слезы, а четвертый смеется, и смех его доносится до нас через века.

«Как поле, вспахан будет Цион. Иерусалим превратится в развалины, а Храмовая гора зарастет лесом».

Все сбылось – почему же он радуется?

Не кто иной, как рабби Акива смеялся, видя исполнившееся пророчество.

Об этом же писал и великий каббалист нашего времени Бааль Сулам: «Весел я и рад изъянам раскрытым и раскрывающимся. Хотя ропщу и сожалею об изъянах, которые до сих пор не раскрылись и еще раскроются, потому что скрытый изъян безнадежен…» («Плоды мудрости»).

«Разрушенный Храм» – это утраченное единство народа. Им народ жил как одно целое, пока возросший эгоизм не разметал нас по всему свету, обнажая разобщенность душ и острую необходимость в воссоединении.

Минуло почти две тысячи лет. Страна перепахана войнами, пропитана политикой, заросла безразличием, пропахла душком легких денег и развлечений. Дети бегут в сады и школы под вой сирен и взрывы ракет, зато на экранах сладкая реклама: «Хотите салата? – Да, но только чуть-чуть».

Как к этому относиться? Сохранять олимпийское спокойствие? На что надеяться? Бурное начало века не оставляет времени на долгие раздумья.

Перед нами удивительная картина, словно улыбка Моны Лизы: каждый видит в ней что хочет. Но вместе мы стоим перед дилеммой – жить или выживать?

День осознания

Нет в еврейском календаре дня более серьезного и торжественного, чем Йом Кипур. Жизнь всей страны затихает на целые сутки. В самом воздухе витает хорошо различимое чувство трепета… Будто вся природа вокруг нас погружается в напряженное ожидание. Ну, евреи, когда же, наконец…?

И не случайно Книгу о пророке Йоне зачитывают в Судный день. Странным образом его история регулярно повторяется из поколения в поколение. Она актуальна во все времена, а в наши – особенно…

Из глубины веков приходит напоминание, что от выполнения возложенной на нас задачи уйти невозможно. Мы должны сделать такое же открытие, как Йона.

Побег

Напомним сюжет повествования. Пророк Йона получает задание от Бога: он должен помочь жителям города Нинве преодолеть взаимную ненависть и воплотить в жизнь принцип любви к ближнему как к себе. Однако он решил бежать, делая совершенную бессмыслицу. Как можно бежать от Того, который держит всю землю в своих руках? Йона наверняка все это знал, но тем не менее…

Сегодня, как и в прошлом, подобные идеи воспринимаются однозначно – это абсолютно нереально. И потому неудивительно, что Йона решил сбежать за море. Ему казалось, что таким образом он сможет уклониться от порученного задания.

Иона хотел сбежать от своей миссии отдавать другим. Готов был даже погибнуть, лишь бы не выполнить того, что на него возложено.

Но в конце концов он был вынужден продолжить и выполнить ее, передав необходимость объединения, отдачи и любви всему миру, который олицетворяли жители города Нинве.

В свое время праотец Авраам реализовал эту идею и на ее основе создал еврейский народ. Именно единство, достигнутое в те времена, позволило нам выжить и сохраниться как народу, несмотря на разрушительные тенденции к расколу и ассимиляции.

Поэтому в Йом Кипур нужно забыть о самом себе и полностью направить себя на благо других – прежде всего, своего народа, а затем остального мира.

В этом суть Йом Кипура.

На одном корабле

Мир становится одним кораблем, пробирающимся по бурному морю нарастающих проблем. И народы мира, «матросы», обвиняют во всех кризисах, войнах, бедах и несчастьях «единственного иудея» на борту – еврейский народ.

Но мы еще спим в трюме своего эго, подобно Йоне. Стараемся не обращать внимания на то, что нас ненавидят. Под вечно обвиняющим перстом мы прикрываем глаза, дожидаясь, что всё успокоится. Само собой.

Каждая война, каждый новый всплеск антисемитизма всё яснее показывает, что наша судьба неотвратима, как судьба того беглеца, из-за которого разразилась буря. И если Йону команда пыталась поначалу спасти, то сегодня «матросы» всемирного корабля только и ждут удобного момента, чтобы сбросить нас в море. Нам даже не придется просить их об этом «одолжении».

Йом Кипур еще раз напоминает об этом. Дает возможность разобраться в себе самом, заглянуть себе в душу. Такой подход не оставляет возможности в очередной раз «выкрутиться» и свалить все на особенности других народов. Только анализ собственной природы покажет нам, что и как необходимо исправить.

Во всех родах наших. В родах – из поколения в поколение.

Отказ от своего «я»

Это очень длинный день…

Ведь судится весь народ Израиля. Он и Бог словно становятся друг перед другом лицом к лицу. Это день искупления и раскаяния, чтобы Высшая сила «отозвала» свой суд над народом. А суть всего обвинения народа Израиля – в нежелании стать единым, объединенным и несущим любовь Творца к людям в мир.

В конце праздника трубят в шофар одним протяженным звуком и произносят: «Лешана абаа бирушалаим», что означает: «В следующем году в Иерусалиме».

Восстановленном внутри народа.

Очищенным и свободным от зла и ненависти, от разделения и отторжения.

Святом Иерусалиме.

И у нас снова будет Храм.

Влад Рутус

Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.