Временной отрезок без малого в 19 веков отделяет разрушение Храма в Иерусалиме в 70 году н.э., изгнание евреев из страны предков, их рассеяние по всему миру – от установления независимости государства Израиль в 1948 году. Начиная с 1882 года, началось массовое возвращение – алия евреев на землю предков. Возвращение из стран рассеяния проходило волнами, которым были присвоены номера.
Первая алия испытала все невзгоды первопроходцев, прибывших трудиться на своей земле, совершенно не представлявших, что их ожидает, но полных решимости выстоять и победить. Можно представить, насколько тяжело было реализовать мечту в условиях высушенной под палящим солнцем земли, из которой нельзя было извлечь воду после неудавшихся попыток вырыть колодец, не говоря о том, что на ней могло что-то произрастать. Несмотря на начавшиеся болезни, изматывающую последние силы малярию, отсутствие воды, голод, им удалось основать несколько поселений и озеленить их.
Давид Грин (Давид Бен-Гурион), приехавший в Палестину в 1906 году написал в письме отцу, что по сравнению с тяготами, выпавшими на тех, кто приехал до него, ему не на что жаловаться: он может наслаждаться холодной водой, садами, апельсиновыми плантациями и тенью.
Святой труд-молитва
Конечно, Бен-Гурион не хотел огорчать отца, до которого доходили известия о тяжёлых условиях, в которых находилась молодёжь второй алии. По сравнению с первой алиёй, в которой преобладали люди семейные, в 1904 году приехала в основном молодёжь из России. Эта волна исхода из России была связана с непрекращающимися еврейскими погромами, и самым ужасающим погромом в Кишинёве в 1903 году, жертвами которого стала большая масса евреев. Истребляли целые семьи, жестоко убивали детей и насиловали женщин. Безнаказанность погромщиков с негласного поощрения властей, позволявших издавать фальшивые листовки о несуществующих преступлениях против царя и запускать нелепые слухи о ритуальных убийствах и заговорах, лишала евреев какой-либо защиты. В таких условиях единственным выходом было бегство из России.
Большинство беженцев отправлялось на поиски очага спокойствия для семьи в Америку и Европу. В Израиль прибыла еврейская молодёжь, одержимая революционными идеями, которые владели студенческими умами в России. Молодые борцы за справедливость мечтали о равноправии и возможности внедрить идеи общества нового типа в Эрец Исраэль на земле предков. Безусловно, условия освоения новых земель для поселений были не намного легче, чем в первой алие. Та же проклятая малярия, набеги местных арабских грабителей, трения с религиозными евреями и поселенцами-старожилами часто создавали большие трудности, разочарования и возвращения назад в Россию. Но те, кто выстоял, своим трудом, настойчивостью и желанием построить общество, в котором люди будут заботиться друг о друге, добились ощутимых результатов.
Еврейский труд, еврейская охрана, еврейский язык (иврит)
Евреи-поселенцы предыдущих лет, уже владевшие землёй, нанимали для работы на ней арабов, привычных к крестьянской жизни. Новоприбывшие молодые евреи нуждались в заработке, но им отказывали в найме из простого материального расчёта: арабы работали за малые деньги и быстро. Часто наниматели устраивали соревнования, чтобы доказать преимущество арабов. Еврейская молодёжь была настроена воевать за принцип еврейского труда на своей земле. Они добились успеха в борьбе за труд, который им заменял святость молитвы.
Вторым успехом стала охрана поселений от нападений и грабежей силами самих поселенцев-евреев. Ранее охрану осуществляли бедуины или черкесы. Была организована специализированная организация «а-Шомер» (Страж).
По принципу: «один народ – один язык» – молодые энтузиасты добились , чтобы всё еврейское население Эрец Исраэль объединял один язык. В школах преподавание велось на разных языках по национальному признаку групп, живущих в стране. В обиходе были русский, идиш, немецкий и даже французский языки. Часто в семье говорили на одном, в общественных местах – на другом языке. Постепенно стал повсеместно внедряться иврит, несмотря на то, что было много противников употребления святого языка в быту. Но один язык был настолько востребован, дабы не укоренился новый Вавилон, что этим языком не мог стать никакой другой язык.
Во главе каждого из этих завоеваний стояли герои-энтузиасты, об их подвижничестве можно говорить, слагать песни, писать поэмы. Они закладывали города, поселения, при них были основаны Тель-Авив, первый кибуц и заложены основные принципы будущего государства.
Программа совершенства
К началу возвращения евреев на историческую родину многие из них были ассимилированы в странах рассеяния, включены в местную культуру, язык и даже традиции. Одновременно с процессом ассимиляции в народе пробуждаются гены предков, та «особая уникальная часть», направляемая законом природы, избравшим народ Авраама в качестве глашатая знания о существовании единого управляющего Закона. Природа стремится к гармонии и равновесию, в ней всегда взаимодействуют две противостоящие силы, из которых рождается совершенство. Его мы наблюдаем на всех уровнях нашего материального мира – неживом, растительном, животном. Таким образом, ассимиляция проходила по той же программе развития вселенной, которую открыл Авраам, чтобы осуществить основную миссию избранности его народа среди народов мира.
Когда ассимиляция достигла «запрограммированного уровня», во взаимодействие с её уровнем приходит уровень «тшувы» – возвращения на обетованную землю, чтобы показать совершенство Закона вселенной всем народам мира. Это совершенство человеческого уровня, совершенство человеческих взаимоотношений в любви, гармонии, единстве. Шаг за шагом от первой алии, до нашего времени каждый еврей, возвращающийся на святую землю, и все народы, желающие следовать Программе, могут ускорить наступление эры совершенства путём простого желания договориться, учиться объединяться, собираясь для бесед о будущем мира и молодого поколения.
Дора Бояровская