Первая мировая война прервала приток переселенцев второй алии, добившейся реальных результатов, которые вселяли надежду на налаженную жизнь, творимую собственными руками. Тем дороже становилась земля, каждая пядь которой была полита потом, прощупана, орошена, возделана и благодарно радовала виноградниками, апельсиновыми плантациями, колосилась злаками. Апельсины и вина с собственных виноградников экспортировались по всему миру, зерно и молочные продукты – в Египет. Строители новой жизни рассказывали родственникам в письмах и в дневниках о том, что переживали, как боролись с трудностями. Землю, за которой они ухаживали с любовью, они сравнивали с возлюбленной.
Неоправданные надежды
Казалось, что начавшаяся война не доставит Израилю проблем, что страна, наоборот, будет самым притягательным местом для евреев, спасающихся от погромов и ужасов войны. Но действительность оказалась достаточно мрачной. Турция, которая управляла Палестиной, вступила в войну на стороне Германии и противостояла британской армии. Чтобы прокормить большое количество солдат, турки реквизировали и просто отобрали у поселенцев абсолютно всё, начиная от продовольствия и заканчивая лошадьми и повозками, без которых невозможно было возделывать землю. Нечего было экспортировать, и из-за военной обстановки прекратился также импорт необходимых товаров. Наступил голод и полная неразбериха. Турки заставляли евреев принимать турецкое подданство и вступать в ряды турецкой армии.
Нет лёгкого пути в Эрец Исраэль
Два важных для евреев события, побудивших устремить взор к Сиону, вызрели на почве больших человеческих страданий во всём мире, бессмысленности происходящего, политического хаоса, неопределённости исхода военных действий. В России нерешительность временного правительства и недовольство масс закончились революционным переворотом и свержением царя. Началась гражданская война, а с ней возобновились погромы.
Второе событие – широко известная «декларация Бальфура», в которой британское правительство в декабре 1917 года обещало содействовать восстановлению еврейского очага в Палестине, с условием не нарушать интересы других общин на этой территории. В дальнейшем эта декларация получила иное толкование, выгодное для англичан, склонявшихся в сторону еврейского очага под арабским правлением. Но в тот исторический момент это документ воспринимался евреями всего мира, как значительная победа и широко праздновался массовыми демонстрациями во многих городах в Англии, России и других стран.
Заслуга в появлении «декларации Бальфура» принадлежит группе сионистов и и известному политическому деятелю Хаиму Вейцману, который пользовался большим авторитетом среди британских политиков. Он настойчиво, как вода, которая точит камень, начиная с 1906 года, внедрял мысль о возрождении еврейской государственности в Палестине тогдашнему министру иностранных дел Артуру Бальфуру. Всё давалось нелегко, было много противников среди влиятельных британских евреев и на земле Эрец Исраэль. Это дало Х.Вейцману (в будущем – первому президенту Израиля) право заявить впоследствии, что в Эрец Исраэль ведёт только трудный путь.
Маленький ручеёк и большие дела
Воодушевлённые «Декларацией», евреи из Польши, Литвы и основная масса из России, устремились после окончания войны в Палестину строить «свой дом». Приходилось преодолевать невероятные трудности пути из-за отсутствия хоть сколько-нибудь доступного транспорта, продовольствия, воды. Вся Европа испытывала жестокие последствия этой бессмысленной войны. Приходилось частично или полностью добираться пешком. В дороге группы обрастали новыми беженцами, и через Египет, или через кавказские горы и Турцию, измученные и истощённые, попадали в новую страну, чтобы бороться с очередными проблемами. Многие хозяйства и поселения разрушены, нет работы, отсутствуют продукты питания и денежные средства. Многие покидали страну, но молодые евреи из России, представители движения «ге Халуц» (первопроходец), прошедшие трудовые лагеря в диаспоре с целью приобретения навыков в сельскохозяйственных работах, были полны решимости и уверенности в правильности избранного пути. Они продолжили начатые молодёжью второй алии работы по внедрению своей охраны, языка иврит, создание кибуцев и поселений. Британская администрация выделила средства на строительство дорог и городской инфраструктуры.
Цель восстановления связи с землёй предков, упорство, вера в сионистскую идею вызывают уважение и сопереживание. Из дневника одной из девушек, приехавших в составе группы «ге Халуц» в Палестину, мы узнаём, сколько было пережито размышлений и пройдено различных душевных состояний прежде, чем они приняли твёрдое решение ехать, невзирая на предстоящие трудности.
Но надо понимать, что из всей реки, которая несла убегавших от страданий евреев, только едва заметный ручеёк ответвлялся в Эрец Исраэль. Основная масса предпочитала американскую мечту еврейской мечте. Можно только представить, как сложилось бы будущее Израиля, если бы осуществилась мечта Теодора Герцля собрать на этой земле всех евреев, или призыв великого каббалиста Иегуды Ашлага (Бааль Сулама) перед 2-ой мировой войной, умалявшего польских евреев ехать в Палестину. Скольких жертв можно было бы избежать, если бы евреи понимали, для чего Творец обещал Аврааму эту землю в наследство потомкам.
Дорога к дому
Много трудностей и страданий пришлось на долю первых поселенцев, тех, кто создал и построил государство Израиль. Потомки после почти двух тысячелетий рассеяния оказались слишком ассимилированными, чтобы сохранить верность миссии народа. Чтобы избежать новых трагедий, надо прекратить расслоение и противостояние внутри израильского общества. И за бытовыми проблемами не потерять главное: осознание роли нашего народа во всеобщем мировом развитии.
Поднимавшиеся в Израиль после Первой мировой войны евреи верили, что они возвращаются «домой». Дом для еврея – это семья. Это так просто и ясно: «Сегодня вы стали Мне народом», когда стояли в поручительстве у горы Синай. Когда евреи приходят к единству, становятся они одной семьёй и обретают особую силу. Но об этом и многом другом вы узнаете из наших следующих публикаций.
Дора Бояровская