Я видела небо.
Оно обнималось
С мечтами.
И тихие звуки
Минорно
Так нежно
Дрожали.
Я видела солнце
Оно в редких сумерках
Тая,
Луну так любя,
Так шутя
Обнимая.
Рождало рассвет.
И новые, светлые мысли.
Что лишь человек,
Рожден и пленен
Этой жизнью
Чтоб вечность познать,
И книгу судьбы открывая,
За «завтра» свое
Совсем не дрожать.
И завтра свое
Без испуга,
Решая.
Навеяло… Навеяло всего лишь несколькими строчками стихотворения Арсения Тарковского – отца знаменитого режиссера Андрея Тарковского.
«Здpaвcтвуй, хлeб бeз мeня и винo бeз мeня,
Cнoвидeния нoчи и бабочки дня,
Здpaвcтвуй, вcё бeз мeня и вы вce бeз мeня!
И ни cлoвa бeз cлoвa я вaм нe cкaжу.
A кoгдa-тo вo мнe нaхoдили cлoвa
Люди, pыбы и камни, листва и тpaвa.»
Арсений Тарковский… Интересная личность. Интересны его мысли, отношение к жизни, отношение к Израилю и евреям.
Тарковский и евреи
Я коснусь этой темы потому, что для самого Тарковского она была важной. И его отношение к людям определяло то, как они относятся к евреям. Тарковский очень любил евреев, считал народом книги. Перечитывал бесконечно пятикнижие Моисея и Талмуд (конечно в переводе). И считал, что у евреев особая миссия. Кроме того, Тарковский имел представление о светской еврейской литературе. Высоко ценил Бялика, знал рассказы Шолом-Алейхема.
И все-таки важнее всего и всей мировой литературы была для Тарковского Библия – «Книга мира.» Его волновали образы библейских пророков. Многие его стихи насыщены библейскими образами. А евреи для Тарковского народ, который несет в мир культуру милосердия, сострадания и любви к ближнему. Интересно откуда это в нем? Вот что Тарковский написал в далеком 1943 году, когда лежал в полевом госпитале, находясь между жизнью и смертью:
«Мне губы обметало.
И еще меня поили с ложки,
Не помнил
Как меня зовут.
Но вспомнил я «Словарь Давида.»
Глубокое ощущение того, что Тарковский чувствовал, что наша жизнь, явление намного более глубокое, чем кажется на первый взгляд. И что евреи играют в ней важную роль. Все так или иначе, происходящее в этом мире связано именно с евреями. Тарковский возвращается к образу царя Давида очень много раз. А после образования государства Израиль с огромным интересом следит за тем, как развиваются события…
«Жизнь очень многогранная. Мир такой огромный, что произойдет с ним, когда меня не станет?» Все эти мысли, позднее и отразит Тарковский в своем стихотворении. Как там:«Будет хлеб без меня. И вино без меня.»
Да нет, не будет. Потому что если нет меня, то и мира тоже нет. Ведь кто же его воспримет? Ведь мир во мне. И жизнь – это бесконечный поток информации, который как кровь по венам, течет во мне. И время во мне. Смена моих желаний и дает мне ощущение времени. Ведь если задуматься: когда человек полон сил и энергии? Когда ему есть к чему стремиться. Цель достичь желаемого, во что бы то ни стало, как маяк в ночи, манит человека, не давая покоя. И устремляет вперед. А если человек ничего не желает, то и сил у него нет- ведь не к чему стремиться. Чувства пусты, когда в них не горит желание. Подобно остывшей золе, оставшейся после яркого танца огня. Затихшая страсть, превратилась в пепел и пустоту. И прилив сил, и огонь, и пепел- все во мне. И все это и дает мне ощущение времени. Вот так нас и ведут по жизни, управляют нами, увеличивая желания или пустоты. Да, поистине, все гениальное просто. И прав Тарковский – евреи обо всем этом уже написали много тысяч лет тому назад. Осталось лишь одно: познакомиться с Великим Режиссером, который так гениально играет нами, раскрывая весь этот огромный, надуманный мир. Только вот получается, что снаружи и мира-то никакого нет. Есть мир внутри человека, а не наоборот…
Елена Фридман