Еврейские праздники – тема особая. С одной стороны, о них написано много, с другой стороны, не оставляет ощущение какой-то недосказанности или неопределенности. Логичное, хотя и ломающее все стереотипы объяснение дают каббалистические источники, но согласиться с ними не так просто.
Посудите сами. Они утверждают, что главный посыл всех праздников, как и всех праздничных ритуалов, заложен в широко известной заповеди: «Возлюби ближнего как самого себя». Даже ритуал «Слихот» (просьбы о прощении), когда молящиеся каются в своих грехах, имеет прямое отношение к этому посылу.
Вначале о самой заповеди «Возлюби ближнего как самого себя».
Факт существования этой заповеди сам по себе поразителен. Ведь она не просто невыполнима. Она абсолютно неприемлема для природы человека. Только на минуту задумаемся, о чем идет речь.
…выражение «как самого себя» говорит нам о том, что возлюбить своего ближнего надо в той же мере, в которой ты любишь себя, и ни в коем случае не меньше.
Бааль Сулам. Дарование Торы.
Распространяться о том, как на самом деле человек любит человека, мы не будем. У большей части человечества последние иллюзии на этот счет давно рассеялись. Трудно представить, что еще кто-то верит, что «здоровый эгоизм» можно каким-либо известным способом изменить на что-то другое, тем более на что-то противоположное ему. Почему же в таком случае эта заповедь в виде основополагающего этического принципа существует по сегодняшний день?
Напрашиваются две причины. Первая – человечество не хочет расставаться с мечтой. Вторая – эта заповедь все-таки выполнима и подсознательно человечество это чувствует. Похоже, что и то, и другое верно, тем более, что эта заповедь не возникла сама по себе. Авраам – отец еврейского народа – взывал к своим соотечественникам, вавилонянам, кардинально изменить отношение к человеку.
Если падал человек и умирал – не обращали внимания, а если падал кирпич, садились и плакали, говоря: «Когда другой встанет на его место?»
И проходил Авраам, сын Тераха, и увидел, как они строят город и башню, и проклял их именем Бога.
Пиркей де рабби Элиэзер, гл. 24.
В среде идолопоклонников Авраам – сам бывший идолопоклонник, несмотря на все трудности, сумел собрать вокруг себя единомышленников, создав из них еврейский народ – по сути, народ идеи.
В дальнейшем, во времена его последователя, Моше, идея «Возлюби ближнего как самого себя» фактически стала основным законом народа.
«Возлюби ближнего своего как самого себя» – рабби Акива говорит, что это главный (общий) закон Торы.
Мидраш Раба, Берешит, 24:7.
Очевидно, что Авраам и Моше все-таки знали, как изменить природу человека. Источники говорят, что сила, которая когда-то соединяла еврейский народ, сегодня находится в нем в виде потенциальной точки. Именно вследствие этого существует, мягко говоря, особое отношение к еврейскому народу. Подсознательно весь мир чувствует, что у евреев есть что-то, в чем нуждаются все…
Еврейские праздники и все ритуалы несут информацию о том, как человек поэтапно меняет свое отношение к идее единства. Состояние вины, которое ощущает человек, когда сравнивает свое сегодняшнее неисправленное состояние относительно идеального – «Возлюби ближнего как самого себя» и выражают молитвы «Слихот».
К сожалению, сегодня как праздники, так и ритуалы, воспринимаются всего лишь, как просто традиции еврейского народа. Основной, внутренний посыл праздников практически неизвестен. Вместе с этим будем надеяться, что в новом году ситуация наконец-то изменится. Мы начнем менять свое отношение к единению, а праздники и праздничные молитвы станем воспринимать как этапы осознанного продвижения.
Предупреждал АРИ меня и всех наших товарищей, что прежде утренней молитвы нужно принять на себя исполнительную заповедь «Возлюби ближнего как самого себя».
Рав Хаим Виталь. Шаар-а-гильгулим.
М. Бруштейн