Известно, что праздники у евреев привязаны к солнечно-лунному календарю, а их последовательность – это непрерывный процесс. Но есть среди них три праздника, которые являют собой некую основу, каркас этого календаря, а уже вокруг них формируются остальные дни года. Это праздники Торы – Песах, Шавуот и Суккот, те праздники, в которые все мужчины народа Израиля обязаны были прийти в Иерусалимский Храм.
Шавуот, его история и значимость
Эти праздники отмечают события, которые происходили в самом начале – выход евреев из египетского рабства и все, что последовало за этим. Это был момент становления, превращения толпы беглых рабов в избранный народ, наделенный в процессе Мироздания особой функцией.
На первый взгляд, из этих трех праздников Шавуот кажется менее важным. Песах и Суккот отмечают неделю, и в каждый из них включено большое количество заповедей. В Шавуот есть традиции, но, со времен разрушения Храма, заповеди нет ни одной, и длится он два дня. Тем не менее из всех трех – это самый значимый праздник. Традиционно Песах знаменует собой уход от Фараона, то есть, выход народа из рабства, Суккот – процесс формирования единства народа, его сплочения, Шавуот – это обретение Торы, инструкции на все времена, без чего первое не имело бы смысла, а второе было бы просто невозможным.
Праздник весны и света
В Эрец Исраэль Шавуот всегда приходился на время первого урожая, поэтому в этот день полагалось, в знак благодарности за дарованную землю, приносить в Храм ее первые плоды. Эти приношения продолжались все лето, вплоть до уборки последнего урожая, когда отходы соломы и срезанной виноградной лозы шли на строительство сукки.
В период отсутствия Храма, Шавуот остается для нас праздником дарования Торы. И мы каждый год стараемся вновь пережить это событие и ощутить то, что чувствовали в те далекие времена сыны народа Израиля. Тора – от слова Ор (на иврите Свет). Традиционно в первые сутки принято всю ночь изучать Тору, вплоть до наступления рассвета. Во время утренней молитвы принято перечислять десять заповедей, те, что были начертаны на скрижалях, с которыми Моше спустился с горы Синай. Есть на утренней трапезе принято молочную пищу, потому что в день после получения Торы ее ели наши предки.
Уже многие столетия в Шавуот читают книгу Рут, в память о моавитянке, захотевшей принять Тору и приобщиться к народу в нелегкое для него время. Как известно, она была прабабушкой царя Давида, который родился и умер в Шавуот, и, возможно, не будь ее – дальнейшая история еврейского народа сложилась бы совершенно иначе.
Шавуот и его сокровенный смысл
Семь недель шли евреи после выхода из Египта до горы Синай. Сегодня это 49 дней отсчета Омера. Согласно определениям духовной работы человека, это сорок девять нечистых врат – семь качеств по семь состояний в каждом, так называемые «уровни египетской скверны», первородного эгоизма, от которого сынам Израиля необходимо было очиститься. Ежедневно, начиная со второго дня после исхода из Египта, совершая внутреннюю работу, они очищали один из уровней, и в результате на пятидесятый день им раскрылось результирующее состояние – гора Синай.
Сина – в переводе ненависть. Чтобы обрести Тору, сынам Израиля нужно было подняться над этой ненавистью друг к другу, которая как гора нависла над ними и готова была их раздавить. И 600000 мужчин, разобщенных этой ненавистью, стали у горы и соединили свои сердца в одно сердце, а души – в единую душу, разбитую когда-то на 600000 частей, душу Адама. Это и было рождением народа, где каждый зависим от каждого, и все ответственны за всех.
Цвет употребляемых в первый день после получения Торы молочных продуктов тоже имеет скрытое значение. Белый цвет – это цвет отдачи. А отдача – это единственное, воспринимаемое нами качество Творца, которое необходимо выработать в себе, чтобы почувствовать Его, увидеть и ощутить.
Шавуот – наша работа
Сегодня мы с вами живем в дни раскрытия Машиаха – высшей силы (от ивр. Лимшох – вытаскивать), поднимающей человека в мир духовный. С пришествием этой силы, как об этом говорится в Торе, мы обретем новый мир, в котором раскроется Творец. Но ничего в мире не случается само по себе, и это вряд ли произойдет, если мы не приложим своих усилий. Поэтому, хотим мы того или нет, нам придется повторить то, что сделали когда-то под Синаем наши далекие предки – стать одним народом с единым сердцем, и принять дарованную Всевышним Тору так, чтобы она стала для нас инструкцией постижения духовного мира. Нас для этого избрали, это наша с вами работа, и не должно быть у нас больших проблем, кроме этой.
Хаг самеах!
С. Шойхет