Ма-ам, ну да-а-а-й мне одеяло!.. Или хоть что-нибудь!…
– Ладно. Возьми покрывало с дивана. Только смотри, чтобы не окрасилось от зелёной листвы! Не отстирается потом…
Я стаскиваю старенький баракан и пулей мчусь во двор, где меня уже ожидают две маленькие подушечки, лестничный коврик, старая оконная занавеска, всё то, что удалось принести моим подружкам для постройки нашего уютного любимого домика.
Между высоких кустов мы натягиваем простынь или покрывало. Крышей служат ветки, через которые просвечивается солнце, отбрасывая причудливо-сказочные тени от веток и стволов.
Мы изображаем семью. Мама, папа, сёстры, дети. Но даже роли и сюжет не столь значимы! Главное – волшебное ощущение свежести, необычности, невероятного покоя в этом замкнутом пространстве под открытым кружевным небом. Домик, наполненный звуками вечности и бесконечности.
Как же я была удивлена, когда осенью, по приезду в Израиль, я впервые увидела красочные причудливые шалашики с охапкой веток вместо крыши! Они, как грибочки после дождя, появились мгновенно и одновременно.
Ощущения из детства всплыли так, как будто только вчера мы с подружками строили наш домик, и сейчас я вновь оказалась в нём. Те же стены из тканей, кружевная крыша, птичьи разговоры, шорох ветра, запах листьев.
Шалаши колышутся на ветру, но вошедшему дают ощущение уверенности и надёжности. И если в детстве нас манило бессознательное, необъяснимое чувство, то сейчас к нему добавилось ощущение связи с источником, корнем, ощущение единства нашего народа.
Творец вывел евреев из Египта, из крепких, надёжных, благополучных домов Фараона и поселил в продуваемых ветрами шалашах, через крышу которых проливается дождь.
Но присутствие Творца делает это хрупкое жилище надёжным, спокойным и уверенным.
Заповедь Сукки
Заповедь требует, чтобы сразу же после исхода Судного дня, после окончания суточного поста, евреи начинали строить сукку, и в течение всех семи дней праздника как минимум два раза в день принимали в шалаше пищу. Вот и вырастают шалашики за одну ночь. Разнообразные, самодельные… Их можно встретить буквально в каждом дворе, как многоэтажных, так и небольших домов. Стены у них из картона, лёгкой фанеры или из ткани. Объединяет их одно – потолок из веток и листьев, через которые просвечивается небо. От небольшого дождя такая крыша укроет лишь частично, а от сильного, так вообще не спасёт.
Установленные мудрецами правила построения сукки определяют её размеры, используемые материалы и способ установки.
По желанию можно ярко украсить сукку, придавая ей торжественно-праздничный вид.
Каждый еврей может и должен в течение праздника Суккот хотя бы раз войти в такой шалаш, даже если он построен кем-то другим.
Войти в сукку – значит подставить себя под воздействие высшего света и духовных сил, под влияние Творца.
И если кто-то не хочет лишний раз покидать свой дом, поскольку именно там чувствует себя защищённым, то еврей – духовная частичка, устремляющая человека подняться над материальным миром– ощущает покой и убежище там, где поселил его Творец.
Сукка и её гости
А мне, так просто очень нравится заходить в шалашики, встречающиеся по дороге! Вчера это был абсолютно пустой, без всяких украшений, аскетичный на вид шалаш с двумя табуретками и маленьким столиком. Я села закрыла глаза и прислушалась к звукам. К сожалению, ничего более чем обычно, не услышала. Но я ведь понимаю, что невозможно ощутить присутствие неощущаемых человеком сил. В этом наша слабость и ограниченность…
А вот сегодня меня встретила сукка с развешанными вдоль и поперёк яркими гирляндами из лампочек и цветов, бумажными фонариками, мишурой, букетиками цветов.
Рядом со входом висела картинка с перечисленными семью гостями, называемыми “ушпизин”:
Авраам, Ицхак, Яаков, Моше, Аарон, Йосеф и Давид. И напротив каждого имени, соответственно – хесед, гвура, тифэрет, нецах, hод, йесод, малхут.
Великий каббалист 16-го века Ари (рабби Ицхак Лурия Ашкенази) описывает в своих книгах семь проявлений Творца в нашем мире. Каждый из праотцов представляет одно из этих свойств. Поэтому каждый день сукку посещает новый гость, приносящий новое свойство высшего света.
Каждый раз сначала
Суккот завершает череду осенних праздников. После долгих дней раскаяния, трепетного ожидания Судного дня, полученного прощения, записанного в книге Жизни, человек будто начинает свой путь сначала.
Материальный мир, кажущийся, якобы, надёжным, на самом деле является иллюзорным, приходящим-уходящим.
Мы входим в Сукку, а значит, празднуем переход из-под власти Египта, эгоизма, египетского рабства – под власть Творца.
В этом состоянии между нами нет никаких различий. А объединяет нас ощущение вечности и совершенства.
«Человек приходит к состоянию, когда ощущает себя совершенно потерянным и не видит никакого оправдания своему существованию в мире, – не за что ему уцепиться, и все уловки и советы уже иссякли. Он видит, что после всех трудов и усилий – всё потеряно. Тогда он должен укрепиться и сказать, что всё, что Творец делает нам, это для нашего же блага.»
/РАБАШ, Даргот Сулам (Ступени лестницы), статья 626/
Леа Исраэли