Сказано: «праведник – основа мира» (притчи Соломона 10:25)
То есть, всё мироздание держится на праведниках. Из этого следует, что ещё с сотворения мира для его устойчивости был предусмотрен надёжный фундамент. Таким образом, «праведник народа Исраэль» и «праведник народов мира», – определение, предназначение и их взаимная связь – очень древние понятия.
Человечество, как и вся общая природа, устроено по принципу пирамиды. Человек находится на вершине, и от него зависят нижние уровни: животный, растительный и в основании – неживой. В человечестве есть две части: «Исраэль» и «народы мира». Каждая, в свою очередь, делится тоже на две части. «Исраэль» – на внутреннюю и внешнюю части, праведников и грешников. Две части «народов мира»: внутренняя – праведники мира, внешняя – вредители или разрушители.
Кто спасёт одну жизнь – спасёт весь мир
(Мишна, Санэдрин 4:5)
По определению Рамбама праведники народов мира («хасадей умот а-олам») — это те не-евреи, «которые выполняют 7 заповедей сыновей Ноя (Ноаха)». Со временем этим термином определяли внешних людей (по отношению к «Исраэль»), которые не проявляли ненависти или враждебности к евреям. Катастрофа европейского еврейства внесла существенные коррективы в определение «праведников народов мира». К ним относятся люди, спасавшие евреев во время 2-ой мировой войны и подвергавшие опасности свою собственную жизнь.
Ещё в 1942 году возникла необходимость создания площадки, на которой будет храниться «память» о катастрофе (шоа). Окончательно эта идея была одобрена в Кнессете 19 августа 1953 года в виде закона о создании национального мемориала Яд ва-Шем в Иерусалиме. Было перечислено по пунктам содержание будущего комплекса. Основной была мысль об увековечении памяти о шести миллионах евреев, ставших невинными жертвами, о героизме бойцов на фронтах, о разрушенных еврейских общинах. Весь комплекс, как город, поделён на улицы, площади, сады и аллеи. С 1992 года основан сад и аллея праведников народов мира. Для присвоения этого звания создана комиссия, которая изучает материалы по спасению евреев, и присуждает его согласно установленным критериям.
По последним статистическим данным звание праведников мира присвоено 26513 жителям из 51 страны. Они пользуются определёнными льготами в странах проживания, а в Израиле получают почётное гражданство. Есть ряд поощрений – от грамот и медалей до материальной помощи. Все дела по установлению звания рассматриваются по заявлениям спасённых или спасителей. Это кропотливая работа по поиску свидетелей, по выяснению на местах обстоятельств имевшегося факта спасения. На каждого праведника заведено дело с описанием истории спасения, имён спасённых и спасителей.
Количество историй о спасении, хранящихся в Мемориале столько, сколько имеется праведников в списке награждённых. В короткой статье их не расскажешь, я хочу предложить три истории спасения, услышанные, как говорится, из первых уст. Хотя общая тенденция всех историй – благородство спасителей и благодарность спасённых, всё же становится ясным, что не все они могут быть учтены официальной статистикой. К таким относятся вторая и третья из предложенных мной историй, и таких может быть много. Погибали целые семьи, не оставив свидетелей. Это осознают и члены комиссии. Комиссия продолжит свою работу, пока будут поступать сведения от заявителей.
Первая история – с относительно благополучным концом. В институте я училась в группе со спасённой девушкой по имени Гинда Розенблат. Её спасителями стала литовская семья Карпавичюсов. Ещё до начала войны эта семья и семья Гинды дружили. Когда Розенблаты попали в гетто, Алевтина и Повилас Карпавичюсы всячески старались облегчить участь своих друзей, они предложили спрятать семилетнего Меера и двухлетнюю Гинду у себя. Тогда Розенблаты отказались, не желая расставаться с детьми. И только после страшной детской акции в марте 1944 года (об этой акции я уже писала) родители Гинды согласились с планом спасения, теперь уже четырехлетней Гинды. Её вывезли из гетто в мешке из-под какого-то оборудования, якобы для ремонта. В ремонтной мастерской уже ждал Повилас. Отцу и матери Гинды удалось дождаться освобождения в концентрационном лагере Дахау и воссоединиться со своей дочерью. Меера и три десятка других мальчиков забрали у родителей и вывезли в Аушвиц. Меер оттуда не вернулся. Гинда нам всегда говорила, что у неё две матери: мама Аля и мама Паша. «20 июня 1995 года Яд Вашем удостоил Алевтину Карпавичене и Повиласа Карпавичюса почетным званием «Праведник народов мира».
Вторая история – о женщине, которую восьмимесячной родители передали для спасения литовской женщине, случайно попавшейся по пути на «эшафот». Понятно, что матери не хотели расставаться со своими детьми. Только понимание того, что их ждёт не просто переброска с места на место, а скорая гибель, заставляло их подумать о лучшей судьбе для ребёнка. Эта история не оставила следа, никакого документального свидетельства, – девочка была мала, а родители не вернулись за ней. Её подобрала литовская крестьянка. Как рассказали соседи этой крестьянки, ребёнок был завёрнут в шубу, в карманах которой были драгоценности и записка с просьбой спасти ребёнка. Что касается «спасительницы», известно – также со слов соседей, что она пропила все драгоценности, за девочкой не смотрела. Так что, это рассказ о том, как девочку не выдали люди и, по мере возможности, помогали ей выжить.
История женщины не может быть рассмотрена ни одним официальным учреждением, занимающимся вопросами спасения евреев. Хотя она стучится во все инстанции, восстановить её прошлое, её биологических родителей и точное место рождения не удаётся. Я лично помогала ей написать очередное письмо. Судьба этой женщины сложилась хорошо в материальном плане. Воспитанная в литовской среде, она вышла замуж за литовца, две её дочери выучились и работают в министерстве, в столице Литвы. Муж всячески содействует поиску, ему тяжело смотреть на переживания жены, лишённую корней, не познавшую родительскую любовь. И во сне и наяву предстаёт перед ней образ матери, бросающей своё дитя во имя этой любви.
Третья история, как мне представляется, достаточно нередкая, потому что некоторые спасённые принимали веру и образ жизни спасителей, скрывая своё еврейство. Это случалось, когда никто за ними не возвращался, сгинув в огне Холокоста. Хотя бывали исключения. Эта история была услышана мной в парикмахерской. Вообще, все мастера-парикмахеры любят философствовать.
Моя мастер – тоже из этой категории. Мы разговорились за жизнь, поделились некоторыми взглядами экономического характера. Очевидно, я вызвала её доверие, она определила мою национальность и призналась, что её мать еврейка, которую спасли литовцы. Матери уже нет в живых, о своём еврействе дочь никому из окружающих не открылась. Она явно намекала, что хотела бы сохранить тайну своего происхождения. Больше я в эту парикмахерскую не ходила, чтобы не вызвать подозрения у её коллег.
Вторую историю я услышала в еврейской общине города, где я живу, и работала в ней временно более полугода, пока не нашли постоянного администратора. Надо добавить, что в еврейских общинах в диаспоре есть свои маленькие мемориалы и аллеи праведников мира. В честь каждого праведника высажена туя и прикреплена табличка с именем и местом его проживания в момент акции по спасению. Есть и разрушители, которые ночью приходят, чтобы выкопать тую, бережно посаженную благодарными членами общины.
Как сумел один вредитель захватить власть над миром?
Никакие мемориалы не могут стать гарантом, что трагедия, подобная Холокосту не повторится. Для этого нам надо понять причины и корни явления.
Праведник из «Исраэль» понимает замысел творения и процесс его развития. Он воздействует на всю пирамиду человечества сверху-вниз и даёт нижним «ярусам» жизненную силу. Но эта сила должна быть востребована нижним уровнем, который не понимает программы развития, и потому проходит по жизни через беды, войны, удары природы.
Все части пирамиды взаимно зависимы и связаны между собой настолько, что как только нарушается согласие между праведниками и грешниками наверху в части «Исраэль», сразу же оно нарушается в «народах мира». Пирамида переворачивается, и вредители оказываются наверху. Такое опрокидывание пирамиды имело место с приходом к власти Гитлера. Именно в Германии евреи были успешно ассимилированы и стали явным образцом служения «иным богам». То есть, оторвались от своего народа, фактически порвали с еврейством, считали себя немцами. В этом преуспели самые великие, знаменитые и успешные евреи. То есть, эти евреи разорвали единство народа Исраэль и примкнули к народам мира, к нижней части пирамиды, и тем расшатали её.
В наше время число ассимилированных евреев, упавших с вершины пирамиды, возросло в масштабе всего мира. Власть разрушения возвышается над властью единения. Разрушители мира желают гибели Израиля, не понимая, что разрушают фундамент пирамиды, на котором держится мир. Антисемитизм во всём мире растёт и грозит следующей катастрофой для евреев и для всего мира.
Почему объединение важно для всего мира?
Чем больше развивались технологии, тем больше человек отдалялся от понимания своего предназначения в общей системе природы. Заинтересованность в личном успехе затмила разумный подход к общему благополучию. Разорваны все связи между людьми и между человеком и природой. Но именно верхушка пирамиды может спасти всё человечество, если Исраэль усилят своё единство. Энергия, которая возникает при объединении «Исраэль», притягивает высшие силы природы из более высокого духовного мира. Во времена Царствования Давида и Соломона такая истина была понятна даже ребёнку. Междоусобная война среди Исраэль привела к крушению Храма – обители Высшей силы, к падению Израиля, и всего человечества. Именно объединение внутри Исраэль нейтрализует зло и несёт миру благо. Так вершина пирамиды получает власть для исправления мира.
…управление мира идёт через Израиль. Если соединяет себя и мир с Творцом, изобилие снизойдёт на мир. А если нет единения Израиля, это вызывает разрыв с Творцом и страдания во всём мире
(“Меор Эйнаим”, гл. Пинхас)
Дора Бояровская (Блюм)