Вы когда-нибудь задумывались, почему день смерти рабби Шимона Бар-Иохая празднуется с весельем, достигающим кульминации именно у могилы великого ученого на горе Мирон? Разве это повод для радости? Однако этот довольно странный, малопонятный, даже противоречивый праздник Лаг ба-Омер прочно закрепился в еврейской традиции, хотя иногда его небрежно называют «полу-праздник». Истоки его истории точно неизвестны, они малопонятны и туманны. Давайте попробуем их прояснить.
Плакать или смеяться?
Мудрецы говорят, что человек находится в нашем мире, пока полностью не выполнит свое предназначение. Рабби Шимон – автор книги Зоар и ученик рабби Акива успел реализовать свою миссию при жизни. Вместе со своими учениками он прошел 125 необходимых духовных ступеней и достиг совершенного исправления души. Так сказано в книге Зоар, которую они написали с высоты этого духовного уровня. Поэтому его кончина ассоциируется не как скорбь, а наоборот, как радость от возвышения его души. Этот человек открыл и подготовил нам с вами весь путь до абсолютного исправления, дальше все зависит от нас, поэтому он ушел и завещал нам праздновать и радоваться в эту дату.
В чем суть?
Поищем глубинный смысл праздника просто в названии. Лаг* – тридцать третий день подсчитывания Омера. Омер – это сноп из колосьев овса, который в качестве жертвы приносили в храм. А что мы считаем? Расчет начинается от праздника Песах. Всего необходимо отсчитать сорок девять дней или 7х7 мер, имеющихся внутри нашей души. Эти свойства были нами испорчены, а теперь мы желаем их исправить. Важно наладить внутри себя первые тридцать три ступени, потому что согласно расчету, если нам удается исправить себя до тридцать третьей ступени включительно, то остальные этапы уже неизбежно исправятся. Продолжать работу придется все равно, но нам уже гарантирована дополнительная сила (бонус!), которая поможет исправить последние ступени. Согласитесь, что такая страховка – повод для торжества.
Традиции и символы
В этот день запахи огня и дыма распространяются по всему Израилю. Загораются костры, печется картошка, звучит музыка, устраиваются свадьбы, мужчины могут побриться**, дети играют в лук со стрелами***. Одним словом, день незабываемый, особенно для пожарных. Огонь символизирует нам рабби Шимона, который установил связь нашего мира с миром духовным таким образом, что мы можем пользоваться этой духовной силой, привлечь ее к нам и исправить нас. Он тот, кто дает свет миру.
Также по древнему обычаю принято подниматься на гору Мирон к могиле праведника. Мальчикам старше трех лет здесь делают традиционное срезание первой пряди волос. Человеку не стоит относиться к этой поездке легкомысленно, он должен приезжать туда с намерением установить связь с мудрецом. Лаг ба-Омер – день особого состояния, его следует праздновать с внутренним духовным осознанием.
Не день, а период
В наше время израильское общество крайне разобщено. По самым разнообразным признакам оно разбилось на огромное число партий, сообществ, общин, которые взаимно ненавидят друг друга. А ведь у нас есть возможность, гарантированная Лаг ба-Омером, быть счастливыми, здоровыми, уверенными, дать хорошее воспитание детям, если мы будем правильно пользоваться позитивной силой природы, которая способна исправить любую самую большую ненависть. Скрытый свет, находящийся в книге Зоар, раскрывается в его воздействии на нас, если мы стремимся быть в любви к ближнему.
Годы, в которых мы сейчас живем в контакте с книгой Зоар и светом рабби Шимона – это очень важный период для нашей страны, эпоха Лаг ба-Омер. Это праздник, который с нами сейчас все время, когда мы можем в объединении раскрыть добрую силу природы и передать ее всему миру.
В. Татарчук
*ЛАГ – две буквы ивритского алфавита: ламед и гимель, которые по гиматрии означают число 33.
**«Мужчины могут побриться» – на период отсчета Омера распространяются некоторые традиционные ограничения (нельзя стричься и бриться), так как это еще и траур по 24000 ученикам Рабби Акивы, которые погибли во время чумы.
***«Дети играют с луком и стрелами» – этими играми отдается дань отважным воинам Бар Кохбы.