Израиль. Нет ни одной страны в мире, к которой было бы приковано столь пристальное внимание. Не важно, что и где происходит, виноваты во всем и всегда евреи. Помните общеизвестную поговорку «если в кране нет воды…», она говорит о многом, заставляя задуматься, а почему именно мы – евреи относимся к разряду хронически виноватых.
На этот вопрос я слышу множество ответов. Мол, среди нас много умных, успешных, богатых, что вызывает зависть среди других народов. В связи с этим напрашивается вопрос, почему же, благодаря всем вышеперечисленным качествам, нас постоянно преследуют, обвиняют, убивают? Неужели столь умный народ не в состоянии придумать защиту для себя, учитывая, что нет у него недостатка в средствах для реализации любой, даже самой фантастической идеи?
На этом моменте хочется зацепиться за слово «идея». Согласно истории, именно она стала причиной возникновения евреев как общности людей, ставшей последователями Авраама. Представители семидесяти народов мира объединились в один народ, следующий принципу «возлюби ближнего как себя». Однако, что стало с этой идеей сегодня? Куда исчез тот порыв, стремление жить в любви и согласии? Почему его заменяет пресловутая идея наживы друг на друге?
Вопросы, вопросы, вопросы… они будоражат сознание, пытающееся докопаться до сути всего происходящего с нами. Что за сила сначала подняла на огромную высоту взаимоотношений, а потом сбросила вниз на самое дно, превратив нас в ненавистников? Какой резон был у нее превращать высокоразвитое общество в стаю дикарей?
А ведь именно в таковых превратились ранее любящие друг друга братья евреи. Достаточно вспомнить истории крушения Храмов, чтобы увидеть, насколько шатко и непостоянно чувство братской любви. Как быстро преданные своему народу люди становятся предателями, врагами по отношению друг к другу.
Но оставим на миг историю и перенесемся в наше время. Израиль вновь возродился из пепла. Евреи обрели родину, однако, насколько высоко ценится в стране принцип, ставший основой народа? Мы привезли из стран рассеяния культуру и обычаи других народов и с трудом пытаемся ужиться друг с другом – настолько мы все разные.
«Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покроет все преступления»,- пишет Царь Соломон в своих Притчах.
Как вновь взрастить тот росток любви, который не давал нам погибнуть, исчезнуть как общность? Как, поднявшись над всеми различиями, объединиться вновь, неся над собой как знамя закон «возлюби ближнего как себя»?
Думаю, что если мы все серьезно над этим задумаемся, то обязательно найдем ответ. Так как, наверняка, сила разобщающая заставляет нас, таким образом, развиваться, прийти к осознанию зла отдаления, неприятия, использования друг друга ради меркантильных интересов, царящих в нашем обществе сейчас.
И, оттолкнувшись от всего этого, устремиться к добрым отношениям, которые когда-то уже существовали, между нами, внося счастье, радость и гармонию в наши взаимоотношения.
И, возможно, этот всеобщий порыв смягчит холод по отношению народов к евреям. Ведь пример доброго общежития так заразителен и способен исполнить предначертанное в Писании: «перекуют мечи свои на орала», перенеся внешнюю войну друг с другом на внутреннюю, со злым началом, живущим в каждом из нас и препятствующему доброму сближению друг с другом.
Алла Певзнер