Любая цивилизация похожа на человека. Она имеет свое зарождение, рост и увядание.
Так и каждый народ переживает свой рассвет и закат, как и человек, пока не исчезнет в вехах истории.
Но есть в этом правиле одно исключение – евреи.
Они не вписываются в это правило до такой степени, что многие историки отказываются признавать их цивилизацией, словно их никогда не существовало. Конечно, ведь это может разрушить все их концепции о мироустройстве!
Иудеи – бессмертная цивилизация
Трудно представить евреев без иудаизма и иудаизм без евреев.
В мире нет народа, у которого история и религия были бы настолько тесно связаны между собой, как у иудеев. Если у всех народов государство отдельно, а религия – отдельно, то тут все обстоит иначе.
Чтобы лучше понять это, представьте себе какое-нибудь государство, большую часть времени, которым бы правили, скажем, персонажи из Библии? Как бы в наше время себя чувствовали их потомки?
– Да-да! Вот тот самый мой пра-пра дедушка знал царя Соломона!
Примерно так чувствуют себя современные иудеи.
Но иудаизм имеет под собой и более глубокие корни, чем просто тесная связь с историей.
Иудеями назывались жители Иудейского царства. Которые изначально произошли от колена Иуды, откуда и берут свое название. После падения Иудеи этот термин перестал носить этнический характер и стал носить характер религиозный.
Возрождение из пепла
На самом деле еврейская цивилизация могла погибнуть уже давно. И с точки зрения истории, она это и сделала. Почему же она смогла возродиться спустя тысячелетия, словно никуда и не исчезала?
В 68 году н.э. римский военачальник Васпасиан захватил всю Иудею, и заключил Иерусалим в осаду. Зилоты крепко держали оборону города и не впускали, и не выпускали за городские ворота никого. Они понимали, что если главная святыня, Храм, будет разрушена, то с этим падет вся Иудея.
Но один из величайших учителей того времени рабби Йоханан бен Заккай* понимал сложившуюся ситуацию: он знал, что Иерусалим не выстоит. Он попросил своих учеников разыграть сцену. Они разорвали на себе одежды и пошли по городу с криками и плачем, что их учитель умер от опасной болезни, на что им дали разрешение вынести его тело из города. Живой рабби, покинув стены города, сразу же отравился к Васпасиану.
Васпасиан был удивлен такому визиту, но выслушал его. Йоханан бен Заккай предсказал, что скоро Васпасиан станет римским Императором и попросил, что если его пророчество сбудется, то ему разрешат основать небольшую школу в одном из городов.
Васпасиану польстили его слова, и он согласился. Через год Сенат назначил его Императором Рима.
Он не забыл слова старика, который предвещал ему это и сдержал свое обещание.
Йоханан бен Заккай открыл маленькую ешиву в Явно. В будущем эта ешива стала центром сохранения иудаизма. Потому что именно в этой школе он стал преподавать, что служение Творцу возможно даже при разрушенном Храме.
Это позволило иудейской цивилизации дожить до наших дней, не потеряв свои основы.
Иудаизм сегодня
Иудаизм всегда опирался, в первую очередь, на единство народа. Даже само слово «иудеи» происходит от слова «иhуд» – единство.
В наше время еврейское общество разделено на светское и религиозное, как внутри Израиля, так и за его пределами.
Но мы должны понимать, что главным для нас должно являться осознание того, что мы по-прежнему остаемся одной единой цивилизацией, единым народом с одной общей историей, хотим мы того или нет.
Как наши предки смогли поступиться традициями, чтобы мы могли сегодня жить и продолжать свое существование, так и теперь мы должны оторвать себя от оков стереотипов, которые удерживают нас в разладе между собой и не дают нам полностью осознать свое единство.
Только от этого зависит правильное понимание нашего прошлого и осознание нашего будущего.
* Рабби Йоханан бен Заккай – ученик школы Шаммая и Гиллеля, глава Синедриона после разрушения Храма. Был противником войны с римлянами.
Т. Пронин