Для тех, кто родился позже и для тех, кому интересно вспомнить: это не секрет, что когда я родилась (в середине 50-х годов прошлого века) и в той стране, где я родилась, быть еврейкой было стыдно. И хотя после войны в моём городе было ещё довольно много евреев, те, у кого была возможность, старались скрыть, или хотя бы не афишировать своё отношение к еврейству. Несмотря на это, многих распознавали и в народе ходила поговорка: «Бьют не по паспорту, а по морде» – типичный еврейский «смех сквозь слёзы». Что бы ни случилось, обвиняли всегда евреев, и это рождало чувство стыда и неполноценности. Нас часто презирали, ненавидели, унижали и издевались.
Антисемитизм поощрялся и проявлялся на государственном уровне ничуть не меньше. История сохранила «Дело врачей», убийство известного еврейского актёра Михоэлса, борьбу с космополитизмом и другие преступные акции сталинской и последующих эпох.
В моё время евреев не пропускали на высокие посты, была квота на поступление в высшие учебные заведения, не выпускали заграницу. Несмотря на все тяготы, препятствия и ужасы, а скорее вопреки этому, многие евреи СССР становились видными учёными, писателями, деятелями культуры и искусства.
Дореволюционные погромы, гетто и концентрационные лагеря со всеми их кошмарами, жестокость врагов и жестокость «своих» – всё это жило в памяти и сердцах людей. Не было ни одной еврейской семьи, которая бы не потеряла одного или нескольких членов во время Катастрофы. Наверное, не мне рассказывать тем, кто пережил ужасы войны, как повлияло это на их жизнь и жизнь последующих поколений.
Эта боль, через которую прошёл мой народ, всё ещё живёт в его сердце. Еврейский народ истребить не удалось и в этот раз, а на протяжении истории это пытались делать неоднократно. Однако не умерла, а, напротив, усилилась ненависть к народу «Книги».
Феномен евреев?
В чём же этот феномен, этот секрет евреев?
Все слышали, что евреи – «избранный народ». Почему избранный? Избран для чего, кем, когда?
Что нам известно из источников
Древние источники, написанные великими мудрецами нашего народа, повествуют, что когда-то, около 2000 лет до нашей эры, в древнем Вавилоне жил некто по имени Авраам. Был Авраам жрецом и сыном жреца идолопоклонников и продавал идолов в лавке своего отца. Однако Авраам, будучи человеком наблюдательным, острого ума и высокой чуткости к окружающему его миру, часто размышлял о жизни и ее смысле. Этот пытливый ум и ощущение природы и привели его к заключению (вопреки воспитанию, убеждению окружающих и его собственного отца Тераха), что не может быть сверхъестественная сила заключена в глиняных идолах. Это привело к началу открытия Авраамом высшего закона природы- закона единства и подобия свойств всего сущего. Когда Авраам получил знание этого закона, он стал собирать вокруг себя людей и объяснять им, как устроена высшая природа и как правильно взаимодействовать с ней, чтобы жизнь была гармоничной и сбалансированной. Его жена Сара обучала тому же и женщин, приходивших в её шатёр. Люди, приходившие учиться к Аврааму и Саре, принадлежали разным племенам, но всех их привело к нему разочарование в силе идолов, от которых не было никакой помощи в жизни. Авраам обучал их науке объединения между собой и понимания высшей природы, природы единства. Этих учеников и последователей Авраама стали называть «егуди» (иудеи) от ивритского слова «ехуд» – единство. Так постепенно из учеников Авраама и сложилась та уникальная общность, которую называют Еврейский народ, общность, произошедшая из разноплемённых людей, соединившихся вокруг единой духовной идеи в одном устремлении постичь высший закон природы.
Это объединение людей по принципу «Возлюби ближнего, как самого себя» привело иудеев к осознанию и ощущению высшей природы гораздо более глубокому, чем у других племён и народов. То есть, говоря попросту, через объединение, взаимовключение и интеграцию друг с другом они как бы расширили свои ощущения и разум, получив доступ к общему, высшему разуму.
Так вот в чём собака зарыта!
Эти дополнительные свойства и сохранились в генетическом коде народа, породившего великих учёных, Нобелевских лауреатов и гениальных людей искусства.
Многое происходило в истории евреев. Были взлёты и были падения. Взлёты всегда происходили во время высокого единства народа, а падения – всегда в результате разобщения, что и привело к разрушению Первого, а затем и Второго храма и, в конечном итоге, – к рассеянию евреев среди других народов. Рассеявшись, евреи привнесли в места нового проживания новые знания, умения и навыки. И, хотя их и ограничивали в роде деятельности в местах, где им было разрешено проживать, они сохраняли общинную близось друг к другу, религию и традиции, что и держало их вместе.
Мы так привыкли к изгнанию и так стремились адаптироваться к условиям и народам мест проживания, что традиции и даже религия не смогли удержать народ объединённым. Интеграция в местные условия, с коренным населением обещала более успешную жизнь, карьеру, материальное благополучие казалось многим более важным, чем традиции и религия своего народа. В общем-то, как эмигрант с более чем 20 летним стажем в США, я могу заметить что это желание выжить в новой среде и как можно быстрее адаптироваться, является совершенно естественным, базовым желанием человека к самосохранению и преуспеванию и целью этого очерка не является обвинение моего народа, а просто альтернативное общепринятому объяснение исторических событий.
Израиль, его миссия и его судьба
Что ж, уроки, которые мы получили во время войны, оказались непомерно огромными. Казалось, что мы испили чашу до дна, и вскоре после Второй Мировой невероятными усилиями переселенцев из Европы было создано и построено государство Израиль. С самого начала существования Израиля и до сих пор он находится под постоянной угрозой: ненавись к евреям перешла в ненависть к государству. Нет никакого рационального объяснения этой ненависти, которая происходит скорее от бессознательного ощущения, что евреям многое дано и они обязаны всему остальному миру. На первый взгляд кажется, что нам просто завидуют: завидуют способностям, талантам, интеллекту, удачливости в бизнесе несмотря на то, что страданий на долю народа тоже выпало немерено.
На самом деле в основе еврейских талантов, интеллекта и удачливости лежит многовековая связь с высшим источником, независимо от того, осознаём мы это или нет. Из поколения в поколение мы были связаны с высшей природой через объединение друг с другом, и именно это единство стало частью нашего национального духовного и интеллектуального генофонда. Конечно же, те духовные законы и традиции, которые сохранились в рамках религиозного и общинного воспитания, способствовали сохранению этого генофонда. Вот эту-то принадлежность евреев к чему-то особенному, недоступному им самим, нюхом чуют антисемиты всех мастей. Они чувствуют, что у нас, евреев, есть доступ к чему-то, от чего зависит их благополучие. Вот и получается, что евреи во всём мире, а особенно в Израиле, должны вернуться к своим истокам и снова объединиться, забыв всё, что когда-то привело к разобщению и всё, что приводит к разобщению сегодня. В конце концов, мы обязаны научить весь мир быть в мире, единстве и гармонии в соответствии со всей природой.
Есть ли у нас надежда? Думаю, что есть. Враждебный мир вокруг Израиля, да и всех евреев в местах рассеяния, толкает к объединению наших сил. Если разношёрстный народ Израиля поднимется над противоречиями и различиями в своей среде, если то же самое сделаем мы – евреи рассеяния и объединимся вокруг Израиля, то положительная сила нашего единства приобретёт огромную мощь, а негативная сила наших ненавистников ослабнет. Просто по закону высшей природы всё придёт в равновесие…
Анна Элкинд