Народ Книги. Так очень верно называют евреев. Мы не похожи на другие народы, имеющие свои территории, свою реальную земную культуру, традиции и обычаи. Мы возникли там, где не работают зрение и слух, обоняние и осязание, где нет запахов. Духовный мир скрыт от нас, материальных. Невозможно ощутить его… Пока невозможно! Поскольку Творец оставил человеку в нашем мире возможность раскрыть в себе свойство, в котором проявится вся полнота и совершенство Его творения. Это свойство называется Любовь или Отдача.
Выбрав евреев из всех народов, Творец возложил на нас эту обязанность – принести в мир Любовь.
И стояли 600 000 душ, все как один человек с одним сердцем, и сказали Творцу: «Сделаем – и услышим».
Сделаем – значит исполним обещанное беспрекословно. Услышим – потом осознаем, потом поймём смысл сделанного.
Так народ Израиля принял Тору – инструкцию о том, как научиться отдавать, любить. В этом заключается предназначение нашего народа.
Но постепенно материальная жизнь втянула нас в эгоистические желания. Мы погрузились в ненависть, разъединились, перестали быть Одним Человеком с Одним Сердцем.
«Рухнули мы, и весь мир рухнул вместе с нами из-за беспричинной ненависти. Но возвратимся и восстанем, и весь мир восстановится с нами. Только с помощью бескорыстной Любви!»/Рав Авраам Ицхак Коэн Кук/
Мы должны помнить о возложенной на нас функции. Вспомнить!
Все наши силы, все мысли и намерения должны быть направлены на то, чтобы вернуть людям потерянное ощущение единства, желание Отдачи, чувство Любви.
[short_learn_more]
Жизнь «по расписанию»
Вся жизнь еврея от рассвета до захода, от рождения и до смерти связана Торой, с её законами и предписаниями, выработанными и записанными мудрецами.
Язык Торы, Талмуда, Мидрашей, Агады говорит исключительно том, как нам вернуться к корням, ощутить духовный мир, то есть, свойство Отдачи.
«В нашем мире не существует реальности или системы управления, не берущих начало из Высших миров, откуда тянутся ветви в миры низшие.» /Бааль Сулам/
Данная евреям на горе Синай как свод законов, Тора прошла путь мидрашей (толкований), отшлифовалась в скрупулезных спорах и дискуссиях мудрецов и предстала перед народом в виде мицвот (заповедей), определяющих весь жизненный путь еврея, каждый его день, начиная от пробуждения и заканчивая уходом ко сну.
Галаха строго и чётко указывает, как должен вести себя еврей в различных ситуациях каждый день и каждый миг, прописывает каждый шаг и каждый поступок. Но только на физическом уровне в мире, полностью оторванном от корней, от мира духовного, наши действия не имеют никакой силы!
Действие без намерения – это дело без души. Как бы чётко и скрупулезно ни выполнял еврей заповеди – они останутся просто материальным действием, если нет у человека желания исправить свои мысли и намерения, действительно направить их в нужное русло.
Литературные традиции
Творческое начало человека, его личное, практическое, земное видение превратило строгие законы иудаизма в яркие и красочные описания происходящих событий и действий, вошедших в историю иудаизма под названием традиции.
Агада (повествование) позволяет человеку увидеть законы Торы как ясную, предназначенную свыше дорогу, найти в этом пути чувственные, эмоциональные моменты, разукрашенные яркими красками действительности и самое главное – наполнить наши действия правильным намерением, а именно – объединение, единство, Отдача.
Галаха строго требует исполнять законы Торы, в то время как Агаду можно назвать поучительным рассказом.
Суровые и строгие законы, преподнесённые и описанные в мягкой повествовательной или поэтической форме, намного легче воспринимаются людьми. В такой форме они свободно проникли во все слои еврейского общества.
Лёгкая, ироническая и даже анекдотическая манера изложения очень характерна в иудаизме. Ведь даже в самых трудных жизненных ситуациях евреи всегда остаются весельчаками, шутят над своими недостатками, воспринимая жизнь как данность свыше, связывая всё происходящее с Творцом, с Его именем.
Через афоризмы, анекдоты, притчи и короткие рассказы Галаха вошла в каждый дом. Именно эти литературно-повествовательные формы лежат в основе традиций еврейского народа. А сложные действия, связанные с порядком проведения праздничных дней, где соблюдается целый ряд определённых заповедей, получили отражение в Агаде как в более крупной повествовательной форме.
В Агаде герои, их действия и события приобретают формы и характеры материального мира, в то время как Тора говорит о категориях исключительно духовных, не имеющих аналогов в нашем мире.
[about_holidays]
Очень точно сказал великий еврейский поэт и мыслитель Хаим Нахман Бялик:
«У Галахи суровое лицо, у Агады – улыбающееся».
Так и несёт на себе по жизни еврейский народ суровые требования, давление и трудности в сочетании с юмором и неунывающим оптимизмом.
В наши дни, когда Творец природными катастрофами, военной угрозой, ненавистью со стороны других народов, депрессией и отчаянием всё сильнее напоминает евреям о возложенной на них функции, необходимо как можно скорее наполнить смыслом и намерением наши действия. Прежде всего, объединиться, уничтожить ненависть и разобщённость, показать всему миру пример единства и любви.
Данное на горе Синай обещание должно быть исполнено.
Давайте же, не дожидаясь подталкивания со всех сторон, выберем добрый путь реализации Замысла творения – принесём в мир Свет, Любовь, Отдачу.
Лея Исраэли