Осеннему празднику Суккот дали несколько названий. Именуют его праздником собранного урожая, праздником мира и человечности, праздником черпания и возлияния воды с прошением дождей для наступившего года. Называют ещё и праздником «время нашей радости» – зман симхатейну. А так же праздником шалашей и конца скитаний по пустыне.
Шалаш на иврите означает «сукка». Отсюда и самое распространённое его название – Суккот, «праздник кущей». Одна из главных заповедей праздника – жить в сукке на протяжении всех семи дней празднования.
Самый важный праздник из всех праздников Творца
После свершения суда в Рош-Ашана и вынесение приговора в Йом-Кипур, наступает весёлое время праздника Суккот. Переполненные верой, что и в этом году нас «запишут» в число удачливых, счастливые, мы ликуем во славу Всевышнего.
В Торе, как ни в одном другом еврейском празднике, нам трижды заповедано веселиться в Суккот.
Выполнение всех заповедей праздника в приподнятом душевном настроении является выражением благодарности Всевышнему за совершённый исход из Египта. Продвигаясь по пустыне, единственной опорой евреев был Творец. Поэтому Суккот – это подсказка нам, что все наши действия должны быть связаны с Творцом.
Заповеди и традиции
Суккот наступает 15 тишрея, после четырёх дней от Судного Дня. С заходом солнца и выходом праздника Йом Кипур, во всём Израиле начинаются строения шалашей. Согласно устоям, они должны быть построены только под открытым небом, ничем не ограниченные сверху, в безветренном месте и иметь четыре стены. Внутри шалаша разрешаются богатые украшения из сезонных плодов, красивая мебель, посуда и ковры.
Крыша – вот, собственно, главный элемент сукки. Строят её из ветвей деревьев: ели, камыша, бамбука и пр., но ни в коем случае не из плодов. Имеется строгое парадоксальное требование – кровля должна быть неплотной, давать много тени, а по случаю – пропускать дожди. Допускается вовнутрь лишь очень-очень тонкий луч света.
Лулав. Этрог. Адас. Арава
Приобрести четыре вида растений, олицетворяющих национальное единство разных частей еврейского народа – тоже заповедь Суккот. Для этого, накануне торжества во всём Израиле, появляются специальные, красочные «рынки четырёх видов».
А знаете ли вы, почему израильской таможне в предпраздничные дни приходиться быть особенно бдительной к туристам из Италии, Йемена и Марокко? Из-за контрабанды с этрогами! По обыкновению, выходцы из некоторых еврейских общин находят самыми подходящими для Суккот этроги, выращенные именно в этих странах.
Лулав, этрог, адас и арава – по традиции символизируют как победу в Йом Кипур, так и единство четырёх неодинаковых типов евреев. Лулав и этрог – это тип евреев, любящих Творца. Адасим и арава – олицетворяют тех, кто тратят жизнь в погоне за мимолётными человеческими слабостями.
В Суккот, благословляя соединённые вместе 4 вида растений, как бы освещается объединение между всеми евреями. Это – напоминание нам о любви, заботе и уважении к чужим потребностям. И какими бы они не были в потенциале: духовными или материальными, нужно научиться их принять. Потому что каждый еврей, несмотря на личные качества, является и неразрывной частью всего народа.
Радоваться – так вместе!
Мойше, его жена Малка и двое неудобных, судьбоносных гостей – а вот и герои всем известной комедии «Ушпизим». Приключения и события, через которые проходят герои фильма, описывают ещё один обычай Суккот – принятие гостей (ушпизим). И какими бы они ни были: «высокими», или просто нуждающимися, – мы с радостью готовы делать их частью нашего праздника .
«Объятия» Творца
Согласно еврейским мудрецам, Суккот – это очень значимый духовный подъём в продвижении человека к истине. И все это напрямую относится лишь к внутреннему состоянию человека, не имея ничего общего с материальным, овеществлённым миром. Сукка, крыша, 4 вида растений и гости – строго олицетворяют внутренние духовные действия и ощущения. Ощущения, превращающиеся в разум, сознание.
Сукка, это душа человека, производящего внутренние духовные действия. Такие, что в меру величины осознания единства и любви к ближнему, приводят в конец праздника Суккот, – к Симхат Тора, к подобию свойств и слиянию с Творцом.
Хаг Суккот Самеах!
Л. Аристер