С первого дня жизни на земле человек ощущал себя слабым и беспомощным перед силами природы. Ведь в этом непостижимо-огромном Мироздании его возможности ограничиваются далеко не самыми совершенными инструментами для восприятия и понимания мира. Зрение и слух, к примеру, намного уступают аналогичным органам многих животных. Да и голос у него слаб. Окажись один среди леса или равнины – не дозовёшься, не докричишься, никто тебя не услышит, не придёт на помощь.
Над созданием инструментов, расширяющих диапазон своих возможностей, человек трудился и трудится постоянно.
Одним из таких стал рог убитого животного, издавна используемый как инструмент призывно возвещающий, музыкальный, или как оружие для охотничьих утех.
И если трубящие рога натуральных убитых животных ушли в прошлое за ненадобностью (их сменили пластиковые, металлические и другие современные механизмы), то в еврейской традиции, наполненный духовным смыслом, призывно трубящий шофар живёт и действует в той же мере, что и тысячи лет тому назад.
Дни покаяния
Звуки шофара обрушили стены Иерихона, сзывали народ во время опасностей и войн, будоражили и напрягали, возвещая о важных событиях.
О трубных звуках говорит Тора заповедью слушать шофар в первый день седьмого месяца (исчисление от Нисана, от выхода из Египта), называя Рош аШана праздником труб – Йом Труа, поскольку сами праздники Рош аШана и Йом Кипур, подобны звукам шофара, являются рупором, призывающим к покаянию. Слушать звуки шофара, напоминающие о необходимости раскаяться и очиститься от прегрешений – это главная заповедь в эти дни.
В народе бытует притча о чудесной силе шофара. Якобы Творец накануне праздников открывает две книги – жизни и смерти – и выносит евреям приговор на следующий год. А звуки шофара должны отпугнуть дьявола, выступающего обвинителем на Суде Творца, тем самым увеличить список имён, занесённых в книгу жизни.
Также в Рош аШана обязательно читается глава Торы о жертвоприношении Ицхака. Рог напоминает о замене Ицхака на овна, запутавшегося в кустах. Впоследствии баран навечно станет символом покаяния и жертвы.
Шофар в еврейской традиции
Шофар – это чаще всего бараний рог. Но если местность наполнена антилопами или газелями, то в традиции этих стран можно встретить шофар удлинённый, изящно изогнутый, витой. Вот только бычьи рога, провинившиеся историей про Золотого Тельца, не используются для изготовления священного инструмента.
Протяжные, проникновенные звуки шофара, напоминающие о тяжёлой судьбе еврейского народа, о пережитых страданиях, призывают совершить покаяние.
Звуки не случайные, а определённые, строго установленные, то длинные, то короткие, то прерывистые. Шофар звучит сто раз в первый день Рош аШана и сто раз во второй.
В чём же должен покаяться еврейский народ? К чему нас призывает шофар из года в год?
Полагаю, что очень многие неоднократно слышали или читали фразы из Пятикнижия «Один народ с одним сердцем» или «Стояли у горы Синай все как один».
Евреи были созданы такими. Были едиными как один организм. Это наша основная, главная и единственная функция – быть едиными. Ведь если народ объединён, то нет в таком народе никакого изъяна, нет зла и ненависти. Евреи, получившие от самого Творца право быть примером для всего человечества – примером Единства – несут ответственность за всё, что происходит на нашей планете.
Объединение – главное условие мира
Станут евреи примером объединения – и во всём мире исчезнет агрессия, ненависть, катастрофы.
В наши дни сложно говорить о единстве народа. Существует немало разногласий и противоречий между людьми, разобщённость и использование друг друга с целью преуспеть в плане материального накопления и многое другое, что разрушило единство евреев, опустило народ с уровня любви и единства на уровень беспричинной ненависти.
Так не об этом ли неустанно из года в год трубит Шофар?
А Творец всё более и более настойчиво, стихийными бедствиями, катастрофами, страданиями людей во всём мире, напоминает нам о необходимости объединиться, вспомнить о роли еврейского народа, услышать, наконец, призыв шофара.
Но почему-то пока что не достаточно мудрости в нашем народе. Сопротивляемся, не хотим осознать, что от нас зависит, сможет ли человечество войти в баланс со всей окружающей природой, тем самым предотвратив глобальные негативные изменения, войны и катастрофы, угроза которых ощущается всё сильнее и острее. И нет времени ждать и оттягивать. Пора проявить скрывающуюся в народе Мудрость – огромный потенциал и возможность вновь подняться на прежний, духовный уровень, изначально установленный Творцом.
«Распространение этой мудрости (Каббалы) в массах называется «Шофар», подобно шофару – бараньему рогу, звук которого разносится на большие расстояния. Так же и отзвук этой мудрости будет разноситься по всему миру, пока даже народы не услышат и не признают, что есть мудрость Творца в среде Израиля.»
/Бааль Сулам, статья «Шофар Машиаха»/
Лея Исраэли