Кто придет ко мне в шалаш или мой внутренний Суккот
Сегодня утром мой сосед, религиозный человек, занявший своей суккой половину нашей общей стоянки, сокрушался мне по поводу правил карантина. Мол, запрещено принимать гостей, а это ведь очень важный обычай в праздник – Суккот (обычай называется «ушпизин», в переводе с арамейского – гости). Потому что вместе с гостями в сукку приходят наши праотцы: Авраам, Ицхак и Йаков, а также Моше, Аарон, Йосеф и Давид.
– Что, все сразу? – поинтересовался я. Я кое-что знаю про символы праздника, но хотел послушать соседа, тем более что мы с ним еще не общались.
– Все сразу, – говорит, – но каждый день главный кто-то один.
– А если не будет гостей, то праотцы не придут? – Мне было интересно, что он ответит.
Он призадумался: «Не знаю, но когда приходят живые люди, я могу их угощать, ухаживать за ними и представлять, что угощаю праотцов и праведников, а когда нет гостей…. – Он помолчал немного и сказал, – наверное, конец света близок».
«Да, близок, – подтвердил я, – осталось чуть больше двухсот лет». Он кивнул.
(Согласно еврейской традиции, человечеству на его духовное развитие отпущено 6000 лет, а сегодня уже 5781 год).
Я вышел на стоянку и увидел сукку соседа. «Не поместятся в ней семь праведников», – подумалось мне. Это, конечно, не люди – «ушпизин» – «небесные гости», а определенные духовные силы. Можно сказать, что это семь особенных качеств, таких как: милосердие, стойкость, внутренняя гармония и другие, которые человек может от этих сил приобрести.
Чтобы привлечь к себе эти силы не обязательно, между прочим, строить шалаши и приглашать гостей. Что надо – так это привести себя в определенное внутреннее состояние, которое и описывают на самом деле как правила построения сукки. Эти указания можно понимать буквально и строить шалаши из палок и ткани, а можно произвести соответствующие изменения в себе, хотя лучше всего, наверное, делать и то, и другое. Только строить шалаши и принимать гостей мы умеем, а реализовать внутренний смысл праздника и вызывать на себя действие духовных сил можем не всегда.
Внешне суккот (шалаши) – это смена постоянного жилища под прочной крышей в четырех стенах на жилище временное, непрочное, под легким покрытием, сквозь которое виден свет луны и звезд. Прочный дом означает состояние душевной защищенности и уверенности в себе, в своем знании, в своих силах, в верности своего пути. Этакий душевный панцирь, который защищает человека от сомнений и колебаний, но в то же время не дает ему обновляться.
Временный шалаш указывает на состояние незащищенности, неуверенности и зависимости от внешних сил, но в то же время, это открытость, готовность принять новое и переосмыслить свой путь.
«Ушпизин» – те самые духовные силы, о которых говорилось выше, не заходят в «надежные дома» покоя и самоуверенности, но только в «шалаши» душевной открытости и готовности к изменениям. Это один из уроков праздника Суккот, который мы отмечаем в самом начале года сразу после «Рош а-Шана».
Михаил Аршавский