Собственно, лулав – это один из 4-х видов («арбаа миним») растений, которые являются символическими атрибутами праздника Суккот. Лулав – пальмовая ветвь вместе с 2-мя ветками мирта (адас) и 3-мя ветками ивы (арава) создают одну связку. Четвёртым видом служит цитрусовый плод под названием Этрог. Часто «лулавом» называют всю связку по названию заповеди – «нетилат лулав».
ОБЫЧАИ ПРАЗДНИКА
Ко всем растениям предъявляются определённые алахой требования. Лулав – не исключение: пальмовая ветвь должна быть выше остальных «соседей» в композиции. Поскольку листья этой ветви должны быть не распустившимися и тесно прижатыми к стволу, лучше, чтобы это был молодой побег высотой стебля 32 см (не менее). Листья могут возвышаться над стеблем. Длина веток адаса и аравы – 24см (в некоторых случаях допускается 20см.)
Есть специальные требования к лулаву и к связанным с ним растениям по размеру, расположению и цвету листьев, по степени их свежести, которые определяют их пригодность для заповеди. Соблюдаются места обвязки самого лулава и привязки к нему веток мирта и адаса.
Каждый еврей, желающий исполнить заповедь, может быть проинструктирован знатоком наставлений алахи и традиций: как правильно выбрать растения, как их держать, какие делать движения с ними и какие произносить благословения.
Светскому еврею (особенно выходцу из бывшего СССР), не воспитанному в еврейских традициях, не понятны внешние действия. Они кажутся ему излишне сложными, педантичными, ненужными.
Некоторые традиции Суккот известны израильским детям по школьной программе на уровне 5 класса. Связку из трёх растений, которую держат в правой руке, и этрог в левой руке сводят вместе и производят ими встряхивающие движения, поворачиваясь в разные стороны. Используемые растения символизируют 4 типа евреев, которые, несмотря на свои различия, должны жить в единстве.
Заповедь «нетилат лулав», как и многие другие традиции еврейских праздников, были установлены и записаны мудрецами после падения Второго Храма и расселения евреев по всем уголкам планеты. Это было дальновидным решением, чтобы сберечь память о Храме и единство народа.
«И ВОЗЬМИТЕ СЕБЕ В ПЕРВЫЙ ДЕНЬ [ПРАЗДНИКА] ПЛОД ДЕРЕВА ВЕЛИКОЛЕПНОГО, ВЕТВИ ПАЛЬМОВЫЕ, И ОТРОСТКИ ДЕРЕВА ГУСТОЛИСТВЕННОГО, И ВЕРБ РЕЧНЫХ, И РАДУЙТЕСЬ ПРЕД Б-ГОМ, ВСЕСИЛЬНЫМ ВАШИМ, СЕМЬ ДНЕЙ»
(Тора, Ваикра)
В Храме согласно предписанию Торы «брали лулав» в 1-ый день Суккот. В течение недели (7 дней) В Храме царил дух большого радостного праздника, с жертвоприношениями, имеющими высокий смысл.
70 приносимых в жертву быков символизировали число народов – потомков Ноя. «И сказал Б-г Ноаху и его сынам с ним так: А я, вот я устанавливаю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас» (Берешит, Ноах). Ведь, Тору евреи получили, чтобы своё духовное возвышение и знание о Едином Создателе принести всем жителям мира.
Праздникам Торы, таким как Песах, Шавуот, Рош-аШана, Йом-Кипур и Суккот отвечают уровни духовного постижения, на которых находились Исраэль в любви к ближнему. Поскольку в наше время не существует Храма, все проводившиеся в храме церемонии, укреплявшие единение народа, перенесены на уровень обычаев и молитв в местах собраний
«Вкусите и узрите, как прекрасен Творец»
Бааль Сулам, Шамати, статья 20
Суккот и «нетилат лулав» напоминают, что только в нашем единении мы становимся народом, который уважаем, к которому население мира готово прийти и поклониться. Каждое растение Лулава соответствует одному из семи (1 ветка лулава, 2 ветки мирта, 3 ветки ивы и Этрог) духовных свойств. В связке они создают соответствие Замыслу Высшего Управления.
Объединившись в «связку», мы привлекаем добрую силу Высшего Управления. Достаточно нам захотеть единства, и мы пробудим дремлющие в нас духовные гены, сделавшие нас едиными с одним сердцем у Синая.
Мы верим, нам есть, чем гордиться!
«И будешь веселиться в твои праздники — и ты, и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и рабыня твоя, и левит, и гер, и сирота, и вдова, что находятся в воротах твоих».
«Дварим», 16:14
Д. Блюм