Известно, что праздничный цикл еврейского календаря описывает последовательность изменяющихся состояний человека в его духовном пути. Праздники еврейского народа подробно описаны в Танахе. Все они обычно привязаны к лунному циклу и зачастую приходятся на середину лунного месяца, полнолуние.
Ханука не вписывается в эту череду еврейских праздников. Во-первых, дата (25 число третьего месяца Кислева) не связана с циклом луны, но совпадает с днями зимнего солнцестояния. Во-вторых, этот праздник, с его заповедями и ритуалами, был утвержден намного позже, чем остальные, ведь Ханукальное чудо произошло уже в 164 году до нового летоисчисления; поэтому Ханука не упоминается ни в одной из двадцати четырех глав Танаха. Не существует и особого чтения Торы в этот день.
Различны и толкования праздника Ханука: одни приписывают ему языческую подоплеку, другие видят окрас мученичества и религиозного фанатизма. Немало знатоков Торы, указывающих на то, что традиция зажигать свечи существовала уже задолго до победы Маккавеев, чтобы избежать проблем и разногласий в обществе, общепринято рассматривать Хануку как детский праздник с пончиками, игрой в волчок и песенками.
Детский праздник?
Волчок – известная традиция сувенирного иудаизма. Говорится, что игра в него – это дань памяти подвигу еврейских детей живших более 2 500 лет назад, в то самое время, когда греко-сирийские правители запретили изучать Тору.
Но еврейские дети все-таки собирались на чтения, выставляя кого либо на стражу. Тот, услышав звон доспехов греческого воина, подавал знак, чтоб все свернули и спрятали свои свитки. И тут начиналась игра. Дети запускали волчки, чтобы играть на деньги, что приветствовалось завоевателями. Монетку выигрывал тот, чья грань волчка упадет загаданной буквой вверх. И сегодня принято дарить детям монетки для игры!
Есть особый смысл, зашифрованный в эту игру. Гематрия букв, написанных на волчке даёт число, до боли знакомое еврейскому сердцу: 358 – число Машиаха.
И будешь зажигать свечи
После гибели Маккаби в 161 году до нового летоисчисления, угасла надежда на свободу. Евреи рассеялись среди народов. Но везде, где бы не находились, запускаются они некоторой силой, и вертятся, как проклятые, страдая, мучаясь, ища истину. Как гласит одна хасидская пословица «Куда воткнули тебя, там и свети».
Не может Машиах прийти, пока не станет каждый из народа ханукальным светильником, чтоб осветить все места на этой планете. Ханукальный волчок это символ каждого еврея, запущенного судьбой нести свет окружающим.
Преданность Торе
«Чудо – это событие или явление, нарушающее ход законов природы»
В Хануку празднуется суть двойного чуда.
Много света принесли те, в память о которых отмечается Ханука. Еврейский народ с радостью и благодарностью вспоминает о мужестве Маккавеев. Чудо победы малочисленного партизанского отряда над огромной, хорошо вооруженной армией в 164 году до нашей эры.
В Мидраше повествуется о нескольких чудесах, которые совершены при помощи высшей силы: это остановка моря при выходе из Египта, манна небесная, остановка солнца, и несгораемый кущ. Все эти чудеса не зависели от воли человека.
Ханукальные чудеса превзошли описанные в Торе тем, что они были заслужены усилиями простых людей, ведомыми желанием оставаться преданными истине и закону Моисея, их отчаянному сопротивлению против уничтожения их духовной жизни. Они не задумывались о мощности вражеских войск и их вооружении, не взвешивали заранее шансы на победу. Они шли силой веры, не надеясь на вознаграждение. И вот оно, чудо из чудес, когда малое увеличило силы. Невероятно! Как малочисленные святые ученые Торы смогли одолеть отлично вооруженных профессиональных воинов! Эта победа евреев была огромным чудом.
Неугасимый свет
В Талмуде сказано, что Ханука не праздник победы, а праздник чуда с кувшином чистого масла. Это самое памятное Ханукальное событие, суть которого до сих пор вызывает спор среди мудрецов Талмуда.
Почему Антиох Епифан указал погасить Менору? Почему грекам было важно осквернить все горшки с маслом в Храме, откупорив их? Ведь храм был полон золота и драгоценностей. Но они украли лишь золотую Менору, сорвав печати более чем с 300 горшков.
Греки знали, насколько важен для евреев свет Меноры – символ их внутреннего духовного состояния. Свет в сердцах самих евреев! Еще Царь Соломон повелел сделать в храмовых стенах узкие проемы, расширяющиеся наружу, чтобы сияние света Меноры озаряло мир и символизировало Божественное присутствие в среде еврейского народа.
Пока горит храмовый огонь, и евреи соблюдают духовные законы, способны они видеть, различать правду от лжи, и добро от зла. Святы и имеют они силу от этого.
Без Меноры сломаются сыны Израиля, лишится ясности разум их, и предпочтут они святости Торы греческую философию. Ведь по закону масло для храмовой Меноры изготовлено особым способом, запечатано после освящения ритуально чистым первосвященником. И 8 дней требуется на изготовление нового.
Лишь один маленький кувшинчик остался незамеченным. Та единственная найденная евреями-победителями порция масла, которой должно было хватить всего лишь на сутки, но хватило чтобы Храмовая Менора горела все восемь дней. Второе чудо.
Чуду быть!
Каббалистические источники объясняют, что греки и евреи в ханукальных событиях – это не люди или исторические события, а силы, управляющие нашим миром. Все происходит внутри человека.
Желание разума властвовать и разделять «греки», всегда хочет подчинить себе маленькую искру желания объединения с собратьям, представляющего «евреев».
«Война» – это состояние, когда огромное и сильное желание благополучия, – «только для себя», – сражается с малой и слабой любовью к ближнему.
«Ханукальная свеча» – пробуждение человека к внутренней работе по преодолению собственной эгоистической природы. «Масло», куда нужно поместить «фитиль» – желание сделать другому что-то хорошее. Тогда «масло» становится топливом на пути к цели.
«Храм» – состояние когда все «евреи» внутри человека объединяют свои силы вместе.«Свет» – это доброе качество, присущее силе любви, которая раскрывается как «чудо» в награду за усилия.
Светлой Хануки!
Лиора Левенталь
נ+ג+ה+פ=135 это гиматрия букв на ханукальном волчке как вышло число משיח=358 не понятно…
Насколько помнится дрэйдл это волчок на идиш впервые упоминается как детская игра в германии в 17-18 веках но никак не во время храма.или же это где то указано в источниках?