В еврейской традиции существует немало замечательных праздников и заповедей, связанных с ними, и, наверное, самым почитаемым из них является Шабат и обряд зажигания свечей, проводимый в каждом еврейском доме в канун наступления Субботы.
Суббота или Шабат от ивритского слова прекращение, и олицетворяет венец духовной работы, когда после долгих усилий мы заканчиваем свое исправление. Уподобляемся по свойствам Творцу, свойству любви и отдачи, и приходим к состоянию называемому Шабат – седьмой день творения или “седьмое тысячелетие”.
И как отражение в материальном мире, в субботу всё успокаивается, прекращается любая работа, наступает какая-то необыкновенная тишина и покой, семьи собираются в домах в ожидании наступления Шабата.
До прихода вечера Шабата, женщины убирают дома, готовят праздничную еду, надевают самые красивые одежды, зажигают свечи и произносят благодарственную молитву.
Заповедь зажигания свечей исполняется за 18 минут до захода солнца, свечи будут гореть во время первой субботней трапезы, где за столом соберется вся семья, вместе будут благодарить Творца за мир и благополучие в доме, благословлять детей и в радости пить шабатнее вино, и вкушать прекрасную трапезу.
Замужние женщины, по традиции, зажигают две свечи, незамужние и девочки старше трех лет зажигают одну. Таким образом, женщина принимает на себя заповедь Шабата и более не может делать работы, запрещенные в Шабат. Две свечи символизируют две силы, силу отдачи и силу получения, на взаимодействии которых развивается все творение. Женщина олицетворяет дом, желание, и в Субботу, произнося благословенную молитву, она благодарит Творца за мир и покой в семье и на земле Израиля, за возможность исполнять заповеди, то есть, исправлять свои желания с получения на отдачу и за радость встретить Субботу, состояние конечного исправления, имея в глубине сердца желание, чтобы за субботним столом собралось множество людей и божественный мир воцарился на всей земле.
Анна Истомина