Задам один вопрос: «Как вы относитесь к праздникам?» Многие, наверняка, ответят: «Конечно, с радостью! Ждем с нетерпением!» Считая дни, поглядывая в календарь, мы планируем заранее, как их проведем. Есть у нас и любимые даты, обозначенные красным цветом. И вот, он наступил, пролетел и впереди целый год ожидания.
Но есть один особый праздник, который к нам приходит 52 раза в году! Да, да, здесь нет никакой опечатки?
«И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил (шабат) в день седьмой от всех дел Своих, которые делал…»
(книга Берешит 2:2-3)
Суббота. День, когда Творец «отдыхал» после создания мира.
Царица Шаббат
Издревле, с трепетом и почтением, евреи называют субботу Царицей, как воплощение величия, блеска, великолепия. Еврейские поэты, мудрецы, цари воспевали ее в своих произведениях, полных любви, радости, восхищения.
«Войди, невеста, войди невеста, царица Шаббат». Так вдохновенно, в чистоте и святости приветствовали ее праведники. Жизнь еврейского народа неразрывна с этим возвышенным днем. Это освобождение из ежедневной суеты, будничных забот и мирских интересов. Время покоя и тихой радости.
Встреча Субботы
Приготовление начинается накануне, в пятницу. После полудня прекращается работа, которая не посвящена Субботе. В честь Шаббата моются обязательно горячей водой, одеваются в праздничную одежду. В доме наводят чистоту, стол для субботней трапезы застилают двумя скатертями. Убранство оставляют до конца Субботы. Так же после полудня стараются не есть, чтобы в полной мере насладиться за ужином. В изобилии должны быть: вино, мясо, другие угощения. Конечно, на столе будет душистая хала – особый белый хлеб, скрученный в форме косы, посыпанный кунжутом.
Перед заходом солнца, а именно за 18 минут до него, в доме, в комнате для трапез хозяйки зажигают свечи и читают благословение. Мужчины, возвращаясь с вечерней молитвы, желают всем хорошей субботы. В этот вечер принято благословлять детей. Перед ужином глава семейства произносит кидуш* над заполненным до краев бокалом вина. Свет и тепло субботних свечей приносит умиротворение и тишину в каждую еврейскую семью.
В соблюдении традиций скрыт глубокий внутренний смысл, который является главным, основополагающим. Он раскрывает духовную сторону предписаний, которые мы выполняем в Шаббат.
Состояние « Суббота»
Любой еврейский праздник имеет свой корень в высших мирах. В конце каждой недели мы получаем не просто особенный день, а самый главный день духовного мира.
«Шаббат» – это состояние, в котором ничего не нужно менять. Нас формирует Высший свет. Это время святости. Мы можем прожить этот день так, как будто весь мир уже исправлен.
В течение «6 дней» или «6 тысяч лет» (в духовном понятие «время» отсутствует) мы работаем со своим эгоизмом, исправляя его раз за разом, неделя за неделей. И как итог всех наших действий, раскрывается «субботний день» или «7-ое тысячелетие». Наступит «вечный отдых». Не надо будет ни с чем вести войну, но в тоже время должно быть непрекращающееся стремление к совершенству.
Если мы направим силы на объединение между нами, это значит, что мы уже исправляем себя и движемся к Творцу, все больше познавая Его. Мы придем к праздничному состоянию конечной цели. Ощутим силу, которая создала мироздание. Достигнем единства с Творцом. Это и есть наша задача и предназначение.
* Кидуш – молитва в честь Шаббата
Анжелика Шубина