День Десятого Тевета считается для народа Израиля траурным днем. В этот день соблюдается пост, то есть, с рассвета до заката солнца нельзя ни пить, ни есть.
10-го Тевета, более двух тысяч лет назад, а именно в 425 году до нашей эры, началась осада Иерусалима войсками Навуходоносора. Город продержался в осаде тридцать месяцев. Однако 9-го Тамуза были пробиты стены города, и 9 Ава был разрушен первый Храм. Все иудеи, потеряв свою святыню, ушли в Вавилонское изгнание, которое длилось 70 лет.
Пост 10-го Тевета напоминает евреям о тех несчастьях, которые их постигли 8-го, 9-го и 10-го Тевета.
8-го Тевета завершили перевод Торы на греческий язык.
9-го Тевета умерли два героя еврейского народа Эзра и Нехемия. Они помогли выйти народу из Вавилонского изгнания.
10-е Тевета стало первым этапом в крушении Иерусалимского Храма.
Вся эта цепочка печальных событий не случайно объединена одной датой. Они символизируют начало отказа иудеев от служения своему Богу, который выбрал их среди других народов, и приравнивается к построению Золотого тельца. Потому что, как утверждают мудрецы, Первый Храм был разрушен из-за идолопоклонства. А перевод Торы лишил эту святую Книгу мудрости и святости. Переведенная на греческий язык, она стала подобной «посаженному в клетку льву». Раньше все трепетали перед Царем Зверей, а теперь смеются и не верят в его силу. Так и наша Тора потеряла свою силу и святость, потому что язык, на котором она была дана, является Светом Творца. Потеряв свою силу, эта Величайшая Книга спустилась в наш мир и положила начало религиям, верованиям, а также способствовала развитию всего человечества, экономических и политических формаций.
После возвращения еврейского народа на свою землю и образования государства Израиль, Десятое тевета приобрело еще одно значение. Главный раввинат принял решение вспоминать в этот день жертв Катастрофы. 10-го тевета в Израиле произносят Кадиш – поминальную молитву по погибшим во время Второй мировой войны шести миллионам евреев, и зажигают поминальную свечу.
Наши мудрецы объясняют причины всех трагических событий, которые происходят с еврейским народом, и даже со всем миром, тем, что евреи не выполняют законы любви и доброго отношения друг к другу. Много тысяч лет назад, во времена построения Вавилонской башни, группа людей под предводительством Авраама выделилась среди всех остальных именно тем, что вопреки возникшей ненависти, они смогли договориться и построить добрые связи внутри своего сообщества. Поэтому сама суть еврейского народа состоит в умении объединяться в любви над возникающей ненавистью.
В книге «Торат Эмет» сказано:
«Когда весь Израиль будет в полном единстве, им не будет причинен вред.»
А также в Мидраш Танхума приводится очень яркое объяснение силы еврейского народа:
«Если человек берет пучок тростника, он, конечно, не сможет сломать их все сразу. Но взятые один за другим, даже маленький ребенок может сломать их. Такова сила Израиля: когда они все едины, когда они объединены, они вознаграждены и освобождены.»
Сегодня весь мир приближается к новому, всеобъемлющему кризису. И только народ Израиля, получивший много веков назад Тору, и имеющий в своем корне знание, как правильно понимать и использовать эту Святую Книгу, может помочь миру получить новые стремления и цели. Именно этого все ожидают от евреев. Потому что благодаря переводу Торы на другие языки и рассеянию евреев по разным странам, мир развивался материалистически, изобретая новые вещи и проходя различные экономические формации. Сейчас пришло время новой системы мироздания, которой не было ранее. И знание о такой системе у нас, у евреев, заложено в Торе. Только народ Торы может повести всех к правильной цели.
Нам нужно понять и объяснить всем людям, что настоящий кризис находится не снаружи, а возникает из-за неправильных отношений среди нас. Поэтому, исправляя наши связи – мы меняем экономику и экологию. А также улучшаем отношения между государствами и всеми человеческими и природными системами. Тем самым приближаем наступление мира и всеобщего благоденствия!
Ривка Гольдес