Дебора – пророчица и судья

Даром женского пророчества в истории еврейского народа до Деборы обладали праматерь Сара и сестра Моше – Мириам. Сара пророчествовала в паре с Авраамом, а Мириам – в «трио» с братьями Аароном и Моше. Дебора – одиночка, исключительная личность с особыми свойствами, позволившими ей стать вождём народа в тяжёлое для него время.

Авторы мидрашей задаются вопросом, как могло случиться, что женщина достигла таких высот, хотя можно было выбрать кандидата – мужчину из вождей любого колена Израиля, некоторые из которых были на уровне пророчества. Обобщив все источники, попытаемся установить, чем отличилась Дебора (Двора), что получила исключительное для женщины право быть судьёй.

«приходили к ней евреи за судом»

Иегошуа бин-Нун привёл евреев в землю обетованную, завоевав земли проживавших там ханаанеев. Эти земли были распределены между коленами сыновей Якова. В каждом колене был свой вождь, каждое из них защищалось от вражеских набегов своими силами. Вожди назывались судьями, отсюда этот период, длившийся почти 400 лет, назван «эпохой судей» и название соответствующей книги Танаха – Книга судей (шофтим).

В книге судей говорится, что Двора судила, сидя на открытом пространстве под пальмой. Это характеризует её, как женщину, знающую своё место. Приходили к ней и женщины и мужчины, поэтому она не могла уединяться в комнате в случае прихода за советом к ней мужчины. Так и нужно понимать её судейство, не в современном понятии наказания и помилования, а в знании законов Торы, по которым она давала советы.

И тут видна ещё очень важная её особенность: женщина освобождена от изучения Торы, но Тора – это Высший свет и это связь с Творцом. Нет запрета на этот свет, если человек посвящает свою жизнь достижению связи со Всевышним. Об этом сказано: «…все в соответствии с его делами, которые он делает, в той же мере на нем почивает Божий Дух»

Дебора заслужила исключительное право судить, потому что активно склоняла евреев систематически изучать Тору. Она обходила все колена с утра, следя за тем, чтобы они начинали каждый день с молитвы и изучения Торы.

«В те дни не было царя у Израиля…»

Это было время, когда из-за отсутствия лидера духовность народа была на низком уровне. На севере страны племена ханаанеев, не разгромленные во время завоевания страны, собрались в одно царство под властью царя Явина. Они окрепли за 150 лет со времени прихода евреев в Эрец Исраэль. В их распоряжении было 900 колесниц, которые представляли серьёзную опасность для разрозненных колен, постоянно находящихся под угрозой уничтожения на территории самого Израиля. Евреи жили в страхе, боясь выйти из своих жилищ. Многие вернулись к идолопоклонству, стали молиться чужим богам и строить изваяния идолов. Единственным спасением было возвращение к Торе, которая объединит народ. Это удалось сделать мудрой Деборе в интересах всего народа.

«мудрость женщин построила её дом»

Мудрость Дворы отразилась и в собственной семье. Она сумела духовно поднять своего мужа Барака, талантливого военачальника, но совершенно далёкого от Торы человека. Она изготавливала фитили для храмовой службы и привлекла мужа к поставке этих фитилей по назначению в Шило. Там в храме он общался с учениками мудрецов и постепенно перенял от них мудрость и заслужил честь спасти народ от угнетателей. Так мудрая жена может из малограмотного простака сотворить богоугодного человека, народного героя. И это называется «построить свой дом».

«Вставай, ибо это тот день, когда Господь предаст Сисру в руку твою»

В этой женщине сошлись все качества настоящего предводителя народа. Будучи достаточно богатой женщиной, она получила право на судейство и пророчество, так как по законам Торы беспристрастным судьёй и пророком не может быть бедняк. Вся её жизнь посвящена решающему событию – войне за избавление своего народа от злостного племени хананеев, не желавшего мирно сосуществовать. Моральным и физическим террором они хотели изгнать евреев из земли, данной им Всевышним. Деборой была выполнена первая часть её миссии: она сумела подняться выше интересов своего колена, объединить народ и вернуть его к Торе и к Всевышнему. Творец не оставляет свой народ, если Исраэль соблюдают союз, заключённый на горе Синай.

Дебора ставит Барака во главе десятитысячного войска, собранного из разных колен. Она обещает Бараку, что сейчас самый подходящий день для нападения. Она велит ему занять позицию на горе Тавор, чтобы сверху атаковать неприятеля, находящегося под горой в долине речушки Кишон. Предводителем ханаанского войска был военачальник царя Явина Сисра (Сисара).

Барак соглашается идти в бой при условии, если с ним пойдёт Дебора. Этот момент мудрецы толкуют по-разному: одни, как слабость Барака, другие, как неверие в пророческие способности Деборы, третьи – прямо противоположным образом. Предпочтение отдадим мнению тех, кто говорит о благородстве обоих – и Барака, и Деборы. Оба уже знали, что победа будет на стороне Израиля, и они не желали личной славы, хотели отдать друг другу «лавры» победителя. Дебора пошла с Бараком, наблюдая со стороны и не вмешиваясь в мужское управление боем.

«Не Господь ли идет пред тобою!»

Когда 10 тысяч воинов Барака решительно ринулись с горы вниз, начался обильный дождь и сильный ветер, дувший людям Барака в спину, придавая им ускорение. Войску Сисры дождь заливал глаза, а ветер не позволял даже воспользоваться мечами. Кроме того, местность внизу превратилась в сплошной грязевой поток, в котором застревали  колесницы ханаанеев. Бой был выигран израильтянами. Сисра соскочил со своей колесницы и побежал в сторону шатра, где он надеялся спастись у дружественной семьи, так он думал. Но именно здесь его ждала гибель от руки женщины по имени Яэль. Так была поставлена «последняя точка» в этой битве. Подробное описание этого сражения размещено в пятой главе книги судей под названием «Песнь Деборы». Эту поэму пророчица посвятила воспеванию Творца и благодарности всем, кто ответил на её призыв и помог одержать победу над царством Явина. В результате Израиль получил сорокалетнюю мирную передышку.

Связь времён

В наше время Израиль переживает состояние, сходное с периодом судей. Его душат внешние и внутренние враги. Съехавшиеся из разных стран изгнания  евреи подобны разрозненным коленам, а 25 партий не находят общий язык и готовы уничтожить друг друга. Вместо того, чтобы объединить народ, они заняты своими узкопартийными интересами, таким образом, работая на пользу внешним недоброжелателям.

Евреи перестали быть хозяевами, ответственными за свой народ, за землю. Эту землю мы должны снова отвоёвывать, как во времена Деборы. Возможно, что и сейчас объявится женщина, которая возведёт мужчину на пьедестал. И тогда Творец снова пойдёт впереди, как это было не единожды во времена «фараонов», «аманов», «явинов» и прочих ненавистников. Недаром песня Деборы и Барака во славу Творца перекликается с песней у моря Моше и Мириам. Ещё одна связь с праматерями просматривается в «Песне» в виде благодарности Яэли –  «женщине из шатра», убившей Сисру. Мы знаем, что у Сарры, Ривки, Леи и Рахели были свои шатры.

В самой песне воспевается Синай и дарование Торы. У Израиля есть Тора, а пережитый опыт учит, что, только объединившись по законам Торы,  народ побеждает и своим примером единения превращает врагов в друзей. Именно о таком случае  можно прочитать в Талмуде. Величайший каббалист раби Акива, достигший самых больших ступеней постижения Творца, был потомком Сисры, непримиримого врага еврейского народа

«я, Двора, мать Израиля!»

Песня Деборы была для того времени поэзией очень высокого уровня. Сама пророчица своей храбростью и мудростью в разные периоды мировой истории воодушевляла поэтов, художников и композиторов. Даже физики посвятили её имени «число Деборы», а астрономы – астероид  (541) Дебора. Но самым главным, что останется в истории и в народной памяти, это её способность объединить евреев и спасти их от гибели. Она назвала себя матерью народа, хотя нескромно, но заслуженно, потому что она достигла его большого уважения и доверия. Женщины, подобные Деборе, могут повернуть историю в мирное русло и заставить «молчать пушки». В наше время каждая женщина Израиля может повторить подвиг Деборы. Есть очень много умных, талантливых, любящих свою страну женщин, которые лаской и мягким подходом могут побудить своих мужчин к объединению народа против внутренних и внешних врагов. Сегодня нет одной пророчицы, но объединённая сила многих женщин способна уподобиться Деборе – матери народа, помочь ему подняться над личными эгоистическими интересами и объединиться во имя будущего наших  детей. Как пишут каббалисты, Исраэль ответственен друг за друга и за состояние мира. Освежим взгляд на Тору и увидим, когда мы разрознены, мы творим зло в глазах Творца. А внутри нашего единства есть Высшая сила, помогающая добрым путём воздействовать на мир.

Дора Блюм

Присоединитесь к обсуждению

2 комментария

  1. says: Евгений Авдеев

    Женщина сила огромная. Если женщина заботится не о себе и не только о своей семе, а о всём народе… Это переворачивает мир. Перед просьбой женщины – Творец бессилен.

  2. says: Наталья Морозова.

    Бесспорно, это так по той причине, что женщина на животном инстинктивном уровне стремится защитить телесную жизнь свох чад. А если к инстинктивному и сердечному прибавить разумное – то, что даёт Бог, то женщина становится хитрее самого дьявола. И может его победить .

Оставьте свой комментарий
Оставьте свой комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.